На страницах платоновского диалога «Лахет» знаменитый афинский политический и военный деятель Никий предлагает как минимум две версии того, как следует воспитывать афинское юношество. Мы обсуждаем первую из них, которая связана с обучением навыкам индивидуального гоплитского боя. Критика этой версии со стороны собеседников Никия связана с культурными реалиями древнегреческого ополчения. За исключением граждан Спарты и ряда специализированных отрядов в некоторых полисах, примеры которых крайне редки, греческие гоплиты не были профессиональными воинами. Афинский институт эфебии стал инструментом военной подготовки, каким мы его знаем по «Афинской политии» Аристотеля, лишь во времена Филиппа и Александра Македонских. Эффективность гоплитского боя вызывалась удачным сочетанием вооружения, строя и тех условий, в которых битва принималась. Это позволяло гражданам не посвящать себя всецело воинскому тренингу, так как в своем большинстве это были крестьяне, а сами войны в архаической и раннеклассической Греции имели
Original languageRussian
Pages (from-to)41-56
JournalHypothekai. Журнал по истории античной педагогической культуры
Issue number4
StatePublished - 2020

ID: 78395660