Standard

Семь прагмасемантических операционализаций смыслообразования. / Тульчинский, Григорий Львович.

In: МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин, Vol. 12, No. 2, 2022, p. 23-33.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Тульчинский, ГЛ 2022, 'Семь прагмасемантических операционализаций смыслообразования', МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин, vol. 12, no. 2, pp. 23-33.

APA

Тульчинский, Г. Л. (2022). Семь прагмасемантических операционализаций смыслообразования. МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин, 12(2), 23-33.

Vancouver

Тульчинский ГЛ. Семь прагмасемантических операционализаций смыслообразования. МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2022;12(2):23-33.

Author

Тульчинский, Григорий Львович. / Семь прагмасемантических операционализаций смыслообразования. In: МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2022 ; Vol. 12, No. 2. pp. 23-33.

BibTeX

@article{fdf45f659ab342418c8f5dbfb7bdd2c4,
title = "Семь прагмасемантических операционализаций смыслообразования",
abstract = "Работа содержит попытку операционализации прагмасемантическогоподхода, который предложен С.Т.Золяном. Речь идет о систематическом рассмотрении различных способов конкретизации контекстов смыслообразования, которыми выступают системы социально-культурных практик. Тем самым открывается возможность показать – как взаимодействуют основные факторы смыслообразования: социально-культурные практики и субъектность. Концепт ценностно-регулятивных систем позволяет операционально представить такие факторы смыслообразования, как ценности (цели, способы и возможности реализации разных способов практической деятельности. Такие системы предстают интерфейсами смыслообразования. Их взаимодействие нелинейно. Универсальным интерфейсом является субъектность. Она позволяет переходить от одной ценностнорегулятивной системы к другой, порождать новые системы. В свою очередь, субъектность является результатом усвоения социально-культурного опыта и сопровождающей коммуникации нарративного формата. Самосознание Я, являясь результатом социализации личности в ее рефлексивном самоописании, замыкается на себе, оказываясь интерфейсом,реализующим взаимодействие между реальным и любым иным возможным миром, переход от ситуации физической действительности в воображаемую – и наоборот, а то и рассматривать их одновременно. В этой связи специальное внимание уделено апофатической природе смыслообразования. Это вполне соответствует идее Ф. де Соссюра о языке, как о замкнутой на себя структуре, в которой главное – не внешняя референциальность (связи означающих и означаемых условны, будучи обусловлены использованием языка), а внутренняя дифференциальность означающих, т.е. пробелы, паузы, дистанции, пустоты. Подобно слепому пятну в глазу, которое, будучи само невидимым, является условием феномена зрения, так и субъектность – трансцендентальный субъект, точка сборки свободы и ответственности – суть ничто, творящее смысл из ничто, означающее без означаемого,порождающее означаемые за счет выхода в бахтинскую позицию вненаходимости, в out, в новый внешний контекст. Таким образом, прагмасемантика смыслообразования предстает интерфейсом с довольно строгим алгоритмом, который задается контекстами соответствующих социально-культурных практик с ключевой ролью субъектности как источникапрокреативной преадаптации системы этих практик.",
keywords = "апофатика; контекст; прагмасемантика; прокреация; смыслообразование; социально-культурные практики; субъектность",
author = "Тульчинский, {Григорий Львович}",
note = "Тульчинский Г.Л. Семь прагмасемантических операционализаций смыслообразования // МЕТОД : московский ежеквартальник трудов из обществоведческих дисциплин: ежеквартал. науч. изд. / под ред. М.В. Ильина ; ИНИОН РАН, центр перспект. методологий соц.-гуманит. исследований. – М., 2022. – Вып. 12. – Т. 2, № 2. – С. 23–33. – URL: http://www.doi.org/10.31249/metodquarterly/02.02.03",
year = "2022",
language = "русский",
volume = "12",
pages = "23--33",
journal = "МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин",
publisher = "ИНИОН РАН",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Семь прагмасемантических операционализаций смыслообразования

AU - Тульчинский, Григорий Львович

N1 - Тульчинский Г.Л. Семь прагмасемантических операционализаций смыслообразования // МЕТОД : московский ежеквартальник трудов из обществоведческих дисциплин: ежеквартал. науч. изд. / под ред. М.В. Ильина ; ИНИОН РАН, центр перспект. методологий соц.-гуманит. исследований. – М., 2022. – Вып. 12. – Т. 2, № 2. – С. 23–33. – URL: http://www.doi.org/10.31249/metodquarterly/02.02.03

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Работа содержит попытку операционализации прагмасемантическогоподхода, который предложен С.Т.Золяном. Речь идет о систематическом рассмотрении различных способов конкретизации контекстов смыслообразования, которыми выступают системы социально-культурных практик. Тем самым открывается возможность показать – как взаимодействуют основные факторы смыслообразования: социально-культурные практики и субъектность. Концепт ценностно-регулятивных систем позволяет операционально представить такие факторы смыслообразования, как ценности (цели, способы и возможности реализации разных способов практической деятельности. Такие системы предстают интерфейсами смыслообразования. Их взаимодействие нелинейно. Универсальным интерфейсом является субъектность. Она позволяет переходить от одной ценностнорегулятивной системы к другой, порождать новые системы. В свою очередь, субъектность является результатом усвоения социально-культурного опыта и сопровождающей коммуникации нарративного формата. Самосознание Я, являясь результатом социализации личности в ее рефлексивном самоописании, замыкается на себе, оказываясь интерфейсом,реализующим взаимодействие между реальным и любым иным возможным миром, переход от ситуации физической действительности в воображаемую – и наоборот, а то и рассматривать их одновременно. В этой связи специальное внимание уделено апофатической природе смыслообразования. Это вполне соответствует идее Ф. де Соссюра о языке, как о замкнутой на себя структуре, в которой главное – не внешняя референциальность (связи означающих и означаемых условны, будучи обусловлены использованием языка), а внутренняя дифференциальность означающих, т.е. пробелы, паузы, дистанции, пустоты. Подобно слепому пятну в глазу, которое, будучи само невидимым, является условием феномена зрения, так и субъектность – трансцендентальный субъект, точка сборки свободы и ответственности – суть ничто, творящее смысл из ничто, означающее без означаемого,порождающее означаемые за счет выхода в бахтинскую позицию вненаходимости, в out, в новый внешний контекст. Таким образом, прагмасемантика смыслообразования предстает интерфейсом с довольно строгим алгоритмом, который задается контекстами соответствующих социально-культурных практик с ключевой ролью субъектности как источникапрокреативной преадаптации системы этих практик.

AB - Работа содержит попытку операционализации прагмасемантическогоподхода, который предложен С.Т.Золяном. Речь идет о систематическом рассмотрении различных способов конкретизации контекстов смыслообразования, которыми выступают системы социально-культурных практик. Тем самым открывается возможность показать – как взаимодействуют основные факторы смыслообразования: социально-культурные практики и субъектность. Концепт ценностно-регулятивных систем позволяет операционально представить такие факторы смыслообразования, как ценности (цели, способы и возможности реализации разных способов практической деятельности. Такие системы предстают интерфейсами смыслообразования. Их взаимодействие нелинейно. Универсальным интерфейсом является субъектность. Она позволяет переходить от одной ценностнорегулятивной системы к другой, порождать новые системы. В свою очередь, субъектность является результатом усвоения социально-культурного опыта и сопровождающей коммуникации нарративного формата. Самосознание Я, являясь результатом социализации личности в ее рефлексивном самоописании, замыкается на себе, оказываясь интерфейсом,реализующим взаимодействие между реальным и любым иным возможным миром, переход от ситуации физической действительности в воображаемую – и наоборот, а то и рассматривать их одновременно. В этой связи специальное внимание уделено апофатической природе смыслообразования. Это вполне соответствует идее Ф. де Соссюра о языке, как о замкнутой на себя структуре, в которой главное – не внешняя референциальность (связи означающих и означаемых условны, будучи обусловлены использованием языка), а внутренняя дифференциальность означающих, т.е. пробелы, паузы, дистанции, пустоты. Подобно слепому пятну в глазу, которое, будучи само невидимым, является условием феномена зрения, так и субъектность – трансцендентальный субъект, точка сборки свободы и ответственности – суть ничто, творящее смысл из ничто, означающее без означаемого,порождающее означаемые за счет выхода в бахтинскую позицию вненаходимости, в out, в новый внешний контекст. Таким образом, прагмасемантика смыслообразования предстает интерфейсом с довольно строгим алгоритмом, который задается контекстами соответствующих социально-культурных практик с ключевой ролью субъектности как источникапрокреативной преадаптации системы этих практик.

KW - апофатика; контекст; прагмасемантика; прокреация; смыслообразование; социально-культурные практики; субъектность

M3 - статья

VL - 12

SP - 23

EP - 33

JO - МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин

JF - МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин

IS - 2

ER -

ID: 116133582