Documents

Работа содержит попытку операционализации прагмасемантического
подхода, который предложен С.Т.Золяном. Речь идет о систематическом рассмотрении различных способов конкретизации контекстов смыслообразования, которыми выступают системы социально-культурных практик. Тем самым открывается возможность показать – как взаимодействуют основные факторы смыслообразования: социально-культурные практики и субъектность. Концепт ценностно-регулятивных систем позволяет операционально представить такие факторы смыслообразования, как ценности (цели, способы и возможности реализации разных способов практической деятельности. Такие системы предстают интерфейсами смыслообразования. Их взаимодействие нелинейно. Универсальным интерфейсом является субъектность. Она позволяет переходить от одной ценностнорегулятивной системы к другой, порождать новые системы. В свою очередь, субъектность является результатом усвоения социально-культурного опыта и сопровождающей коммуникации нарративного формата. Самосознание Я, являясь результатом социализации личности в ее рефлексивном самоописании, замыкается на себе, оказываясь интерфейсом,
реализующим взаимодействие между реальным и любым иным возможным миром, переход от ситуации физической действительности в воображаемую – и наоборот, а то и рассматривать их одновременно. В этой связи специальное внимание уделено апофатической природе смыслообразования. Это вполне соответствует идее Ф. де Соссюра о языке, как о замкнутой на себя структуре, в которой главное – не внешняя референциальность (связи означающих и означаемых условны, будучи обусловлены использованием языка), а внутренняя дифференциальность означающих, т.е. пробелы, паузы, дистанции, пустоты. Подобно слепому пятну в глазу, которое, будучи само невидимым, является условием феномена зрения, так и субъектность – трансцендентальный субъект, точка сборки свободы и ответственности – суть ничто, творящее смысл из ничто, означающее без означаемого,
порождающее означаемые за счет выхода в бахтинскую позицию вненаходимости, в out, в новый внешний контекст. Таким образом, прагмасемантика смыслообразования предстает интерфейсом с довольно строгим алгоритмом, который задается контекстами соответствующих социально-культурных практик с ключевой ролью субъектности как источника
прокреативной преадаптации системы этих практик.
Original languageRussian
Pages (from-to)23-33
Number of pages11
JournalМЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин
Volume12
Issue number2
StatePublished - 2022

ID: 116133582