Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Междисциплинарная терминологичность лингводидактического дискурса. / Тарнаева, Лариса Петровна; Шерстнёва, Анастасия Андреевна.
In: ВЕСТНИК ПНИПУ. ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ, No. 2, 2025, p. 10-21.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Междисциплинарная терминологичность лингводидактического дискурса
AU - Тарнаева, Лариса Петровна
AU - Шерстнёва, Анастасия Андреевна
N1 - 1. Азимов, Э.Г. Проблемы лексикографического описания лингводидактической терминологии / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин // Вопросы лексикографии. – 2018. – № 14. – С. 5–23. 2. Едличко, А.И. Термины лингводидактики: функциональный аспект и способы фиксации / А.И. Едличко, А.В. Мишнова // Вопросы современной лингвистики. – 2019. – №6. – С. 15–26. 3. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справ. пособие / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – М.: Дрофа, 2008. – 431 с. 4. Новый словарь методический терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / под ред. Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с. 5. Harmer, J. Essential Teacher Knowledge: Core Concepts in English Language Teaching / J. Harmer – Harlow, England: Pearson Education Ltd., 2012. – 287 p. 6. Richards, J.C. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics / J.C. Richards. – London; New York: Longman, 2014. – 645 p. 7. Spratt, M. The Teaching Knowledge Test: Modules 1, 2 & 3 / M. Spratt, A. Pulverness, M. Williams. – Cambridge: Cambridge University Press, 2011. – 256 p. 8. Thornbury, S. An A-Z of ELT A Dictionary of Terms and Concepts / S. Thornbury. – Macmillan Education Australia, 2006. – 256 p. 9. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с. 10. Игна, Я.Д. Развитие терминологической культуры учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук / Я.Д. Игна. – Томск, 2020. – 207 с. 11. Общее терминоведение: энциклопедический словарь / под ред. В.А. Татаринова. – М.: Моск. лицей, 2006. – 528 с. 12. Щербакова, Н.Н. Междисциплинарная терминология как лингводидактическая проблема / Н.Н. Щербакова // Вестник ЧелГУ. – 2011. – №33. – С. 280–282. 13. Краевский, В.В. О соотношении дидактики и методики / В.В. Краевский // Советская педагогика. – 1966. – № 9. – С. 63. 14. Московкин, Л.В. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку: пособие для студ. и аспир. / Л.В. Московкин. – СПб.: Корифей, 2002. – 46 с. 15. Пассов, Е.И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем / Е.И. Пассов. – СПб.: Златоуст, 2009. – 137 c. 16. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр.яз.» / С.Ф. Шатилов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
PY - 2025
Y1 - 2025
N2 - Цель предпринятого исследования состоит в выявлении и описании междисциплинарных связей терминологического состава лингводидактического дискурса. Под лингводидактической терминологией понимается система лексических единиц, используемых для наименования специальных концептов в теории и практике обучения языку. Актуальность работы обусловлена активным формированием и развитием терминологического аппарата лингводидактики, требующего систематизации и унификации. Несмотря на наличие ряда работ, посвященных анализу терминов лингводидактики, в научной литературе не нашла должного освещения одна из ключевых особенностей терминосистемы лингводидактического дискурса – транстерминологизация специальных единиц, что свидетельствует об актуальности и своевременности предпринятого исследования. В качестве материала использовался корпус из 1100 терминов, отобранных методом сплошной выборки изрусско- и англоязычных словарей и справочников по методике преподавания иностранных языков.В исследовании применялись методы корпусного, семантического и сопоставительного анализа, а также синтеза и обобщения научной литературы, что позволило выявить специфику заимствованияи адаптации терминологических единиц лингводидактического дискурса. Установлено, что междисциплинарность является неотъемлемым свойством терминологической системы лингводидактики, отражающим комплексный характер самого научного направления. Результаты анализа позволиликлассифицировать термины по степени их связи со смежными дисциплинами и определить основные типы междисциплинарных терминологических единиц в рамках лингводидактического дискурса. Полученные данные имеют как теоретическую, так и прикладную значимость и могут быть использованы при разработке методических моделей, направленных на формирование терминологической компетенции студентов-лингвистов, а также при создании лексикографических источников для специалистов в сфере языкового образования.
AB - Цель предпринятого исследования состоит в выявлении и описании междисциплинарных связей терминологического состава лингводидактического дискурса. Под лингводидактической терминологией понимается система лексических единиц, используемых для наименования специальных концептов в теории и практике обучения языку. Актуальность работы обусловлена активным формированием и развитием терминологического аппарата лингводидактики, требующего систематизации и унификации. Несмотря на наличие ряда работ, посвященных анализу терминов лингводидактики, в научной литературе не нашла должного освещения одна из ключевых особенностей терминосистемы лингводидактического дискурса – транстерминологизация специальных единиц, что свидетельствует об актуальности и своевременности предпринятого исследования. В качестве материала использовался корпус из 1100 терминов, отобранных методом сплошной выборки изрусско- и англоязычных словарей и справочников по методике преподавания иностранных языков.В исследовании применялись методы корпусного, семантического и сопоставительного анализа, а также синтеза и обобщения научной литературы, что позволило выявить специфику заимствованияи адаптации терминологических единиц лингводидактического дискурса. Установлено, что междисциплинарность является неотъемлемым свойством терминологической системы лингводидактики, отражающим комплексный характер самого научного направления. Результаты анализа позволиликлассифицировать термины по степени их связи со смежными дисциплинами и определить основные типы междисциплинарных терминологических единиц в рамках лингводидактического дискурса. Полученные данные имеют как теоретическую, так и прикладную значимость и могут быть использованы при разработке методических моделей, направленных на формирование терминологической компетенции студентов-лингвистов, а также при создании лексикографических источников для специалистов в сфере языкового образования.
KW - термин
KW - терминология
KW - лингводидактический дискурс
KW - междисциплинарные связи
KW - лингводидактика
U2 - 10.15593/2224-9389/2025.2.1
DO - 10.15593/2224-9389/2025.2.1
M3 - статья
SP - 10
EP - 21
JO - ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
JF - ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
SN - 2224-9389
IS - 2
ER -
ID: 136166093