Анализ теоретического наследия философской науки в Ленинграде–Петербурге представляется актуальным для лучшего понимания особенностей становления и формирования философии в России. В городе были различные философские школы и направления: философии науки и культуры, социальной философии и истории философии, которые оказали значительное влияние на философскую науку в стране. Принципиальное значение имеет конкретный анализ институциональных и социокультурных аспектов становления философской культуры в Санкт-Петербурге, изучение важнейших результатов творчества философов города, форм и методов освоения ими мировой философской мысли, ибо тем самым существенно расширяются знания теоретических и аксиологических особенностей отечественной философии и культуры. В статье обращается внимание главным образом на философию науки и культуры в Ленинграде–Петербурге второй половины ХХ – начала ХХI века, так как именно эти философские дисциплины обусловили процесс существенной трансформации философского знания от догматического марксизма к множеству различных продуктов философского творчества. В статье анализируются идеи представителей Ленинградской школы философии науки В.И. Свидерского, В.П. Бранского, В.П. Тугаринова и В.А. Штоффа, которые посредством синтеза актуальных в Европе ХХ в. научно-философских концепций и оригинально истолкованного марксизма предложили выход на другие философские проблемы, инициировав тем самым появление новых философских дисциплин. Кроме того, рассмотрены особенности формирования в Санкт-Петербурге философии культуры, представленные в исследованиях М.С. Кагана, Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова, В.В. Савчука, А.В. Демичева, Э.В. Соколова и В.Ю. Сухачева, а также становление и развитие истории русской философии благодаря работам А.А. Галактионова, П.Ф. Никандрова и А.Ф. Замалеева.