Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research › peer-review
Маат – этика предусмотрительных. / Демидчик, Аркадий Евгеньевич.
Дорога науки: Сборник статей в честь 80-летия акад. М.Б. Пиотровского. ed. / А.С. Матвеев. СПб : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2024. p. 295-317.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research › peer-review
}
TY - CHAP
T1 - Маат – этика предусмотрительных
AU - Демидчик, Аркадий Евгеньевич
N1 - Демидчик А.Е. Маат – этика предусмотрительных // Дорога науки: Сборник статей в честь 80-летия акад. М.Б. Пиотровского / сост. и отв. ред. А.С. Матвеев; Восточный ф-т СПбГУ. СПБ: Изд-во РХГА. С. 295-317
PY - 2024/12
Y1 - 2024/12
N2 - Нормативной культуре древних египтян — маат — посвященомножество исследований, но три ее яркие особенности пока не получили должного историко-культурного объяснения: требование максимального миролюбия в отношениях с благонадежными подданными фараона; всеохватность правил доброжелательности и взаимопомощи, не замыкавшихся в семейно-родственных, профессионально-сословных и дажеэтно-расовых границах; складывание уникального для ранней древности жанра кладбищенских жизнеописаний, воспевавших соответствие их владельцев нормам маат. Автор полагает, что эти необычные черты маат во многом объясняются своеобразием вмещающего ландшафта, общественного строя и заупокойных верований древнеегипетской цивилизации.Специфическая экология нильской поймы требовала согласованности действий многих земледельцев, а изменчивость высоты наводнений и контуров затопления берегов могла оставить без урожаев даже ранее благополучных хозяев. Чтобы при таком бедствии наверняка получить помощь от соседей, следовало поддерживать с ними всеми добрые отношения.Важнейшим фактором изживания родственной, соседкой и земляческой ограниченности в древнеегипетской этике было территориальное государство, нередко направлявшее египтян на работы и на службу за сотни километров от родных мест. А учитывая право фараона разжаловать или возвысить любого из его подданных, даже представителям знатнейших семейств стоило быть в хороших отношениях с нижестоящими. Уникальной чертой древнеегипетской религии была вера в возможность вечного контакта с живущими одной из «душ» человека — его «двойника (kA)». Для благоденствия последнего, однако, требовался бесконечно долго существующий поминальный культ, чего родственники усопшего обеспечить не могли. Чтобы об усопшем заботились лично с ним не знакомые грядущие поколения, создавались кладбищенские жизнеописания, изображавшие его воплощением нравственных идеалов. Эти и другие обстоятельства порождали у египтянина тревожное ощущение непредсказуемости личного будущего и тем побуждали его максимально расширять круг лиц, готовых прийти ему на помощь в случае вероятного несчастья. (Библиогр. 54 назв.)
AB - Нормативной культуре древних египтян — маат — посвященомножество исследований, но три ее яркие особенности пока не получили должного историко-культурного объяснения: требование максимального миролюбия в отношениях с благонадежными подданными фараона; всеохватность правил доброжелательности и взаимопомощи, не замыкавшихся в семейно-родственных, профессионально-сословных и дажеэтно-расовых границах; складывание уникального для ранней древности жанра кладбищенских жизнеописаний, воспевавших соответствие их владельцев нормам маат. Автор полагает, что эти необычные черты маат во многом объясняются своеобразием вмещающего ландшафта, общественного строя и заупокойных верований древнеегипетской цивилизации.Специфическая экология нильской поймы требовала согласованности действий многих земледельцев, а изменчивость высоты наводнений и контуров затопления берегов могла оставить без урожаев даже ранее благополучных хозяев. Чтобы при таком бедствии наверняка получить помощь от соседей, следовало поддерживать с ними всеми добрые отношения.Важнейшим фактором изживания родственной, соседкой и земляческой ограниченности в древнеегипетской этике было территориальное государство, нередко направлявшее египтян на работы и на службу за сотни километров от родных мест. А учитывая право фараона разжаловать или возвысить любого из его подданных, даже представителям знатнейших семейств стоило быть в хороших отношениях с нижестоящими. Уникальной чертой древнеегипетской религии была вера в возможность вечного контакта с живущими одной из «душ» человека — его «двойника (kA)». Для благоденствия последнего, однако, требовался бесконечно долго существующий поминальный культ, чего родственники усопшего обеспечить не могли. Чтобы об усопшем заботились лично с ним не знакомые грядущие поколения, создавались кладбищенские жизнеописания, изображавшие его воплощением нравственных идеалов. Эти и другие обстоятельства порождали у египтянина тревожное ощущение непредсказуемости личного будущего и тем побуждали его максимально расширять круг лиц, готовых прийти ему на помощь в случае вероятного несчастья. (Библиогр. 54 назв.)
KW - Древний Египет
KW - маат
KW - нильская пойма
KW - древнеегипетская монархия
KW - древнеегипетская религия,
KW - «двойник (kA)»
KW - кладбищенские жизнеописания
KW - этика
M3 - статья в сборнике
SN - 978-5-907855-61-8
SP - 295
EP - 317
BT - Дорога науки: Сборник статей в честь 80-летия акад. М.Б. Пиотровского
A2 - Матвеев, А.С.
PB - Издательство Русской христианской гуманитарной академии
CY - СПб
ER -
ID: 128881420