Links

В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования
формирования учебных команд из студентов технического ВУЗа с учетом командных ролей М. Белбина. Актуальность работы определяется очевидным противоречием между востребованностью навыка успешной работы в команде и отсутствием практических знаний, умений по созданию сбалансированных команд. В теоретическом обзоре рассматриваются характеристики успешных команд, приводятся различные классификации командных ролей, а
также результаты исследований по определению индивидуально-психологических особенностей каждой роли (таких как стратегии поведения в конфликте, эмоциональной компетентностью, ценностными ориентациями). Цель настоящего исследования – определить индивидуально-психологические детерминанты каждой командных ролей, что позволит
студентам проводить самодиагностику качеств и при необходимости развивать, нужную роль, понимая основные ее переменные. Задачи исследования заключались в изучении взаимосвязей и детерминант командных ролей с чертами личности и особенностями поведения. Были
использованы методики: тест М. Белбина на определение командных ролей, тест «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста, тест DISC У.М. Марстона, тест на определение стратегий поведения в конфликтной ситуации Томаса-Килманна. В результате корреляционного анализа были выявлены значимые взаимосвязи командных ролей и личностных характеристик для 7
ролей, с помощью регрессионного анализа определены значимые переменные. Выявлена значимая взаимосвязь у ролей, направленных на действие со стратегией компромисса, а у ролей, имеющих интеллектуальную и социальную направленность выявлена связь со стратегиями избегания и приспособления. Не было выявлено индивидуально-психологических
взаимосвязей и детерминант с командной ролью аналитика. Результаты исследования могут быть использованы для формирования сбалансированных учебных команд в ВУЗах, т. к. они помогают осуществить более осознанный подход к групповым проектам.
Original languageRussian
Pages (from-to)1-9
JournalМир науки. Педагогика и психология
Volume8
Issue number3
StatePublished - 2020

ID: 77729488