Standard

Идеологические пролегомены теории деятельности. / Сергеев, Сергей Федорович.

In: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ, Vol. 62, No. 5, 2019, p. 44-61.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{742c2fac9b2745b7a44eedfd61ff833d,
title = "Идеологические пролегомены теории деятельности",
abstract = "В статье рассматриваются и анализируются возникшие под влиянием господствовавшей в Советском Союзе идеологии марксизмаленинизма особенности системно-методологического и понятийного базиса психологической теории деятельности. Показан процесс врастания догматов марксизма-ленинизма в каноническую форму деятельностного подхода под видом не требующего научного подтверждения научного знания. Возникавший при этом псевдонаучный дискурс служил усилению позиций идеологов административнохозяйственной системы, находивших «объективные подтверждения» истинности учения Маркса в данных психологической науки. Научная среда, подвергаемая идеологической трансформации, пыталась защититься от деструктивного влияния идеологии, порождая особые формы отношений в научно-психологической среде, что вело к борьбе и противостоянию научных школ и коллективов. В результате идеологической экспансии психологическое знание превратилось в некоторой мере в инструмент борьбы административно-командной системы с научным инакомыслием. Это отчетливо проявилось в дискуссии по результатам Загорского эксперимента (эксперимента «загорской четверки»), в котором была сделана некорректная, с элементами фальсификации, попытка формирования человеческой психики у слепоглухих от рождения. Влияние идеологии прослеживалось и в противостоянии научных школ в физике, генетике, биологии и физиологии. Обсуждаются перспективы развития и новые направления деятельностного подхода в психологии, возникшие после исключения из его системно-понятийного базиса идеологем развитого социализма. Появляются психологические концепции, использующие системные представления, отражающие неклассические и постнеклассические формы научной рациональности. Делаются попытки создания и исследования моделей психики, разработанных в рамках концепций организованной сложности, с использованием теоретических конструктов и представлений, включающих понятия аутопоэтической самоорганизации и эволюции.",
keywords = "теория деятельности, идеология, системный подход, самоорганизация, сложные системы, Activity Theory, ideology, system approach, self-organization, Complex systems",
author = "Сергеев, {Сергей Федорович}",
note = "Сергеев С.Ф. Идеологические пролегомены теории деятельности. Философские науки. 2019;62(5):44-61. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-5-44-61 ",
year = "2019",
language = "русский",
volume = "62",
pages = "44--61",
journal = "ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ",
issn = "0235-1188",
publisher = "Издательский дом {"}Гуманитарий{"}",
number = "5",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Идеологические пролегомены теории деятельности

AU - Сергеев, Сергей Федорович

N1 - Сергеев С.Ф. Идеологические пролегомены теории деятельности. Философские науки. 2019;62(5):44-61. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-5-44-61

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - В статье рассматриваются и анализируются возникшие под влиянием господствовавшей в Советском Союзе идеологии марксизмаленинизма особенности системно-методологического и понятийного базиса психологической теории деятельности. Показан процесс врастания догматов марксизма-ленинизма в каноническую форму деятельностного подхода под видом не требующего научного подтверждения научного знания. Возникавший при этом псевдонаучный дискурс служил усилению позиций идеологов административнохозяйственной системы, находивших «объективные подтверждения» истинности учения Маркса в данных психологической науки. Научная среда, подвергаемая идеологической трансформации, пыталась защититься от деструктивного влияния идеологии, порождая особые формы отношений в научно-психологической среде, что вело к борьбе и противостоянию научных школ и коллективов. В результате идеологической экспансии психологическое знание превратилось в некоторой мере в инструмент борьбы административно-командной системы с научным инакомыслием. Это отчетливо проявилось в дискуссии по результатам Загорского эксперимента (эксперимента «загорской четверки»), в котором была сделана некорректная, с элементами фальсификации, попытка формирования человеческой психики у слепоглухих от рождения. Влияние идеологии прослеживалось и в противостоянии научных школ в физике, генетике, биологии и физиологии. Обсуждаются перспективы развития и новые направления деятельностного подхода в психологии, возникшие после исключения из его системно-понятийного базиса идеологем развитого социализма. Появляются психологические концепции, использующие системные представления, отражающие неклассические и постнеклассические формы научной рациональности. Делаются попытки создания и исследования моделей психики, разработанных в рамках концепций организованной сложности, с использованием теоретических конструктов и представлений, включающих понятия аутопоэтической самоорганизации и эволюции.

AB - В статье рассматриваются и анализируются возникшие под влиянием господствовавшей в Советском Союзе идеологии марксизмаленинизма особенности системно-методологического и понятийного базиса психологической теории деятельности. Показан процесс врастания догматов марксизма-ленинизма в каноническую форму деятельностного подхода под видом не требующего научного подтверждения научного знания. Возникавший при этом псевдонаучный дискурс служил усилению позиций идеологов административнохозяйственной системы, находивших «объективные подтверждения» истинности учения Маркса в данных психологической науки. Научная среда, подвергаемая идеологической трансформации, пыталась защититься от деструктивного влияния идеологии, порождая особые формы отношений в научно-психологической среде, что вело к борьбе и противостоянию научных школ и коллективов. В результате идеологической экспансии психологическое знание превратилось в некоторой мере в инструмент борьбы административно-командной системы с научным инакомыслием. Это отчетливо проявилось в дискуссии по результатам Загорского эксперимента (эксперимента «загорской четверки»), в котором была сделана некорректная, с элементами фальсификации, попытка формирования человеческой психики у слепоглухих от рождения. Влияние идеологии прослеживалось и в противостоянии научных школ в физике, генетике, биологии и физиологии. Обсуждаются перспективы развития и новые направления деятельностного подхода в психологии, возникшие после исключения из его системно-понятийного базиса идеологем развитого социализма. Появляются психологические концепции, использующие системные представления, отражающие неклассические и постнеклассические формы научной рациональности. Делаются попытки создания и исследования моделей психики, разработанных в рамках концепций организованной сложности, с использованием теоретических конструктов и представлений, включающих понятия аутопоэтической самоорганизации и эволюции.

KW - теория деятельности

KW - идеология

KW - системный подход

KW - самоорганизация

KW - сложные системы

KW - Activity Theory

KW - ideology

KW - system approach

KW - self-organization

KW - Complex systems

UR - https://www.phisci.info/jour/article/view/2620

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39280827

M3 - статья

VL - 62

SP - 44

EP - 61

JO - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

JF - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

SN - 0235-1188

IS - 5

ER -

ID: 45424295