Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Идеологические пролегомены теории деятельности. / Сергеев, Сергей Федорович.
In: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ, Vol. 62, No. 5, 2019, p. 44-61.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Идеологические пролегомены теории деятельности
AU - Сергеев, Сергей Федорович
N1 - Сергеев С.Ф. Идеологические пролегомены теории деятельности. Философские науки. 2019;62(5):44-61. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-5-44-61
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - В статье рассматриваются и анализируются возникшие под влиянием господствовавшей в Советском Союзе идеологии марксизмаленинизма особенности системно-методологического и понятийного базиса психологической теории деятельности. Показан процесс врастания догматов марксизма-ленинизма в каноническую форму деятельностного подхода под видом не требующего научного подтверждения научного знания. Возникавший при этом псевдонаучный дискурс служил усилению позиций идеологов административнохозяйственной системы, находивших «объективные подтверждения» истинности учения Маркса в данных психологической науки. Научная среда, подвергаемая идеологической трансформации, пыталась защититься от деструктивного влияния идеологии, порождая особые формы отношений в научно-психологической среде, что вело к борьбе и противостоянию научных школ и коллективов. В результате идеологической экспансии психологическое знание превратилось в некоторой мере в инструмент борьбы административно-командной системы с научным инакомыслием. Это отчетливо проявилось в дискуссии по результатам Загорского эксперимента (эксперимента «загорской четверки»), в котором была сделана некорректная, с элементами фальсификации, попытка формирования человеческой психики у слепоглухих от рождения. Влияние идеологии прослеживалось и в противостоянии научных школ в физике, генетике, биологии и физиологии. Обсуждаются перспективы развития и новые направления деятельностного подхода в психологии, возникшие после исключения из его системно-понятийного базиса идеологем развитого социализма. Появляются психологические концепции, использующие системные представления, отражающие неклассические и постнеклассические формы научной рациональности. Делаются попытки создания и исследования моделей психики, разработанных в рамках концепций организованной сложности, с использованием теоретических конструктов и представлений, включающих понятия аутопоэтической самоорганизации и эволюции.
AB - В статье рассматриваются и анализируются возникшие под влиянием господствовавшей в Советском Союзе идеологии марксизмаленинизма особенности системно-методологического и понятийного базиса психологической теории деятельности. Показан процесс врастания догматов марксизма-ленинизма в каноническую форму деятельностного подхода под видом не требующего научного подтверждения научного знания. Возникавший при этом псевдонаучный дискурс служил усилению позиций идеологов административнохозяйственной системы, находивших «объективные подтверждения» истинности учения Маркса в данных психологической науки. Научная среда, подвергаемая идеологической трансформации, пыталась защититься от деструктивного влияния идеологии, порождая особые формы отношений в научно-психологической среде, что вело к борьбе и противостоянию научных школ и коллективов. В результате идеологической экспансии психологическое знание превратилось в некоторой мере в инструмент борьбы административно-командной системы с научным инакомыслием. Это отчетливо проявилось в дискуссии по результатам Загорского эксперимента (эксперимента «загорской четверки»), в котором была сделана некорректная, с элементами фальсификации, попытка формирования человеческой психики у слепоглухих от рождения. Влияние идеологии прослеживалось и в противостоянии научных школ в физике, генетике, биологии и физиологии. Обсуждаются перспективы развития и новые направления деятельностного подхода в психологии, возникшие после исключения из его системно-понятийного базиса идеологем развитого социализма. Появляются психологические концепции, использующие системные представления, отражающие неклассические и постнеклассические формы научной рациональности. Делаются попытки создания и исследования моделей психики, разработанных в рамках концепций организованной сложности, с использованием теоретических конструктов и представлений, включающих понятия аутопоэтической самоорганизации и эволюции.
KW - теория деятельности
KW - идеология
KW - системный подход
KW - самоорганизация
KW - сложные системы
KW - Activity Theory
KW - ideology
KW - system approach
KW - self-organization
KW - Complex systems
UR - https://www.phisci.info/jour/article/view/2620
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39280827
M3 - статья
VL - 62
SP - 44
EP - 61
JO - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
JF - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
SN - 0235-1188
IS - 5
ER -
ID: 45424295