Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Мистическая историософия Велимира Хлебникова. / Самылов, Олег Валерьевич; Симоненко, Татьяна Ивановна.
In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология , Vol. 35, No. 3, 2019, p. 507-518.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Мистическая историософия Велимира Хлебникова
AU - Самылов, Олег Валерьевич
AU - Симоненко, Татьяна Ивановна
N1 - Самылов, О. В., & Симоненко, Т. И. (2019). Мистическая историософия Велимира Хлебникова. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(3), 507–518. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.310
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - В статье рассматривается мистическая историософия Велимира Хлебникова как форма русской историософской мысли. Анализируются религиозно-философские и историко-культурные предпосылки формирования концепции историзма в русском мистицизме начала XX в. Особое внимание обращено на «Доски судьбы», собрание записей и наблюдений, общим предметом которых являются открытые Хлебниковым универсальные законы времени. В статье сформулированы общие принципы оценки как мистической историософии Хлебникова, так и других попыток мистико-оккультного освоения принципа историзма. Прогресс в науках о человеке, в культурной антропологии позволяет сравнительно легко увидеть ограниченность такого рода попыток и обнаружить их некоторые исходные установки, воспроизводимые по умолчанию. Когда эти установки остаются без внимания, мистический историзм не только воспроизводится вновь и вновь в той или иной форме, но и закономерно находит своих почитателей. В частности, речь идет об идее «универсального мифа», которая долгое время была притягательным ориентиром для антропологии и других гуманитарных наук. Современные антропологические теории (например, М. Годелье), усматривают в таком конструировании универсального мифа воспроизводство старого спекулятивного идеализма в новых формах этнологии и психоанализа. Поскольку современное состояние отечественной культуры характеризуется отклонениями от научного и философского историзма (различные варианты фолк-хистори, «новая хронология» А. Фоменко, конспирологические теории и т. п.), то анализ истоков русского мистического историзма приобретает закономерную актуальность. Сделан вывод о необходимости изучения русского историософского мистицизма для более глубоко понимания принципа историзма и особенностей его восприятия в России.
AB - В статье рассматривается мистическая историософия Велимира Хлебникова как форма русской историософской мысли. Анализируются религиозно-философские и историко-культурные предпосылки формирования концепции историзма в русском мистицизме начала XX в. Особое внимание обращено на «Доски судьбы», собрание записей и наблюдений, общим предметом которых являются открытые Хлебниковым универсальные законы времени. В статье сформулированы общие принципы оценки как мистической историософии Хлебникова, так и других попыток мистико-оккультного освоения принципа историзма. Прогресс в науках о человеке, в культурной антропологии позволяет сравнительно легко увидеть ограниченность такого рода попыток и обнаружить их некоторые исходные установки, воспроизводимые по умолчанию. Когда эти установки остаются без внимания, мистический историзм не только воспроизводится вновь и вновь в той или иной форме, но и закономерно находит своих почитателей. В частности, речь идет об идее «универсального мифа», которая долгое время была притягательным ориентиром для антропологии и других гуманитарных наук. Современные антропологические теории (например, М. Годелье), усматривают в таком конструировании универсального мифа воспроизводство старого спекулятивного идеализма в новых формах этнологии и психоанализа. Поскольку современное состояние отечественной культуры характеризуется отклонениями от научного и философского историзма (различные варианты фолк-хистори, «новая хронология» А. Фоменко, конспирологические теории и т. п.), то анализ истоков русского мистического историзма приобретает закономерную актуальность. Сделан вывод о необходимости изучения русского историософского мистицизма для более глубоко понимания принципа историзма и особенностей его восприятия в России.
KW - история
KW - историософия
KW - мистицизм
KW - время
KW - миф
KW - Historiosophy
KW - History
KW - mysticism
KW - time
KW - MYTH
UR - https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/6288
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41297029
M3 - статья
VL - 35
SP - 507
EP - 518
JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
SN - 2542-2278
IS - 3
ER -
ID: 52494286