Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ ХАРТИИ МАНДЕН. / Завьялова, Ольга Юрьевна.
In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА, Vol. 14, No. 2, 2022, p. 193-210.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ ХАРТИИ МАНДЕН
AU - Завьялова, Ольга Юрьевна
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Хартия манден, согласно традиции, была принята в 1236 г. в Курукан Фуга (Мали) после победы легендарного правителя империи Мали Сундьяты Кейта над Сумаоро Канте, предводителем войска сусу. Это свод норм, который был создан для организации империи Мали. В 2009 г. ЮНЕСКО включила хартию в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Хартия, как и клятва охотников (1222), является произведением устной традиции и была задокументирована только в 1998 г. О ее подлинности идут споры. Существуют различные варианты зафиксированных устных текстов. Исходя из результатов предыдущих исследований автора, как полевых, так и анализа устной традиции, можно с уверенностью утверждать, что хартия передает основные социальные нормы общества манден, однако в ней есть современные идеи. В Гвинее недалеко от деревни Ньягассоля есть место, аналогичное Курукан Фуга, где до недавних пор собирались основные семьи манден для принятия важных решений. Информанты говорили, что там бывал и сам Сундьята. Сегодня хартия может быть еще более важна, чем раньше, поэтому она и стала объектом внимания и у народов манден, и за рубежом. Как и вся устная традиция, хартия вносит изменения в историю. Такая корректировка неизбежна, так как история нужна не для прошлого, а для настоящего и будущего. Хартия, как и эпические сказания, - важный элемент в самоидентификации манден.
AB - Хартия манден, согласно традиции, была принята в 1236 г. в Курукан Фуга (Мали) после победы легендарного правителя империи Мали Сундьяты Кейта над Сумаоро Канте, предводителем войска сусу. Это свод норм, который был создан для организации империи Мали. В 2009 г. ЮНЕСКО включила хартию в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Хартия, как и клятва охотников (1222), является произведением устной традиции и была задокументирована только в 1998 г. О ее подлинности идут споры. Существуют различные варианты зафиксированных устных текстов. Исходя из результатов предыдущих исследований автора, как полевых, так и анализа устной традиции, можно с уверенностью утверждать, что хартия передает основные социальные нормы общества манден, однако в ней есть современные идеи. В Гвинее недалеко от деревни Ньягассоля есть место, аналогичное Курукан Фуга, где до недавних пор собирались основные семьи манден для принятия важных решений. Информанты говорили, что там бывал и сам Сундьята. Сегодня хартия может быть еще более важна, чем раньше, поэтому она и стала объектом внимания и у народов манден, и за рубежом. Как и вся устная традиция, хартия вносит изменения в историю. Такая корректировка неизбежна, так как история нужна не для прошлого, а для настоящего и будущего. Хартия, как и эпические сказания, - важный элемент в самоидентификации манден.
KW - манден
KW - ХАРТИЯ
KW - устная традиция
KW - Manden
KW - charter
KW - oral tradition
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=49171665
M3 - статья
VL - 14
SP - 193
EP - 210
JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА
JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА
SN - 2074-1227
IS - 2
ER -
ID: 99923446