Standard

Конституционализм общего блага: концепция и полемика. / Тимошина, Елена Владимировна.

In: Философия. Журнал высшей школы экономики, Vol. 9, No. 3, 28.09.2025, p. 200-251.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Тимошина, ЕВ 2025, 'Конституционализм общего блага: концепция и полемика', Философия. Журнал высшей школы экономики, vol. 9, no. 3, pp. 200-251. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2025-3-200-251

APA

Vancouver

Author

Тимошина, Елена Владимировна. / Конституционализм общего блага: концепция и полемика. In: Философия. Журнал высшей школы экономики. 2025 ; Vol. 9, No. 3. pp. 200-251.

BibTeX

@article{7cddb66420914b97994ab7327b76b829,
title = "Конституционализм общего блага:: концепция и полемика",
abstract = "В статье рассматривается современный проект реабилитации общего блага — понятия классической естественно-правовой традиции, предложенный профессором Гарвардской школы права Адрианом Вермелем в постлиберальной концепции «конституционализма общего блага», а также развернувшаяся вокруг этого проекта широкая полемика. В первом разделе дается эскиз основных положений постлиберальной программы, главный посыл которой — возрождение уничтоженных либерализмом чувства и практик социальной солидарности. Предметом второго раздела является сама концепция конституционализма общего блага. Показана противоречивость понимания Вермелем общего блага как самого по себе, так и в соотношении с индивидуальными правами, что связано с использованием томистского понятия общего блага без учета предполагаемой данным понятием трансцендентной перспективы целей человека. Поскольку Вермель не предъявляет какого-либо видения природы человека, без прояснения которой невозможно прояснить и понятие общего блага, в третьем разделе представлен опыт развития его концепции М. Фораном, сосредоточенный на естественно-правовом обосновании достоинства во взаимосвязи с общим благом. Последний раздел посвящен критическому обсуждению концепции Вермеля. Критики предъявляют конституционализму общего блага претензию в отказе от либерального идеала моральной нейтральности и интервенции религиозной морали в право при поддержке государственных институтов. Однако более точным было бы диагностировать эту концепцию как попытку обосновать возможность замены морали секулярного общества, продвигаемой при помощи тех же политических институтов, религиозной моралью. Отмечается, что сформировавшийся в рамках католического интегрализма конституционализм общего блага напоминает описанный Достоевским проект Великого инквизитора, в котором «царство покоя и счастия» было построено на чуде, тайне и авторитете. В проекте Вермеля мы находим авторитет правителя, недоступную подвластным тайну общего блага и чудо в виде изобилия и процветания, с благодарностью принимаемое подвластными. Обзор полемики вокруг концепции Вермеля приводит к выводу о глубоком расколе внутри американского юридического сообщества в понимании оснований, особенностей и путей развития конституционной традиции США.",
author = "Тимошина, {Елена Владимировна}",
year = "2025",
month = sep,
day = "28",
doi = "10.17323/2587-8719-2025-3-200-251",
language = "русский",
volume = "9",
pages = "200--251",
journal = " Философия. Журнал высшей школы экономики",
issn = "2587-8719",
publisher = "Издательский дом НИУ ВШЭ",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Конституционализм общего блага:

T2 - концепция и полемика

AU - Тимошина, Елена Владимировна

PY - 2025/9/28

Y1 - 2025/9/28

N2 - В статье рассматривается современный проект реабилитации общего блага — понятия классической естественно-правовой традиции, предложенный профессором Гарвардской школы права Адрианом Вермелем в постлиберальной концепции «конституционализма общего блага», а также развернувшаяся вокруг этого проекта широкая полемика. В первом разделе дается эскиз основных положений постлиберальной программы, главный посыл которой — возрождение уничтоженных либерализмом чувства и практик социальной солидарности. Предметом второго раздела является сама концепция конституционализма общего блага. Показана противоречивость понимания Вермелем общего блага как самого по себе, так и в соотношении с индивидуальными правами, что связано с использованием томистского понятия общего блага без учета предполагаемой данным понятием трансцендентной перспективы целей человека. Поскольку Вермель не предъявляет какого-либо видения природы человека, без прояснения которой невозможно прояснить и понятие общего блага, в третьем разделе представлен опыт развития его концепции М. Фораном, сосредоточенный на естественно-правовом обосновании достоинства во взаимосвязи с общим благом. Последний раздел посвящен критическому обсуждению концепции Вермеля. Критики предъявляют конституционализму общего блага претензию в отказе от либерального идеала моральной нейтральности и интервенции религиозной морали в право при поддержке государственных институтов. Однако более точным было бы диагностировать эту концепцию как попытку обосновать возможность замены морали секулярного общества, продвигаемой при помощи тех же политических институтов, религиозной моралью. Отмечается, что сформировавшийся в рамках католического интегрализма конституционализм общего блага напоминает описанный Достоевским проект Великого инквизитора, в котором «царство покоя и счастия» было построено на чуде, тайне и авторитете. В проекте Вермеля мы находим авторитет правителя, недоступную подвластным тайну общего блага и чудо в виде изобилия и процветания, с благодарностью принимаемое подвластными. Обзор полемики вокруг концепции Вермеля приводит к выводу о глубоком расколе внутри американского юридического сообщества в понимании оснований, особенностей и путей развития конституционной традиции США.

AB - В статье рассматривается современный проект реабилитации общего блага — понятия классической естественно-правовой традиции, предложенный профессором Гарвардской школы права Адрианом Вермелем в постлиберальной концепции «конституционализма общего блага», а также развернувшаяся вокруг этого проекта широкая полемика. В первом разделе дается эскиз основных положений постлиберальной программы, главный посыл которой — возрождение уничтоженных либерализмом чувства и практик социальной солидарности. Предметом второго раздела является сама концепция конституционализма общего блага. Показана противоречивость понимания Вермелем общего блага как самого по себе, так и в соотношении с индивидуальными правами, что связано с использованием томистского понятия общего блага без учета предполагаемой данным понятием трансцендентной перспективы целей человека. Поскольку Вермель не предъявляет какого-либо видения природы человека, без прояснения которой невозможно прояснить и понятие общего блага, в третьем разделе представлен опыт развития его концепции М. Фораном, сосредоточенный на естественно-правовом обосновании достоинства во взаимосвязи с общим благом. Последний раздел посвящен критическому обсуждению концепции Вермеля. Критики предъявляют конституционализму общего блага претензию в отказе от либерального идеала моральной нейтральности и интервенции религиозной морали в право при поддержке государственных институтов. Однако более точным было бы диагностировать эту концепцию как попытку обосновать возможность замены морали секулярного общества, продвигаемой при помощи тех же политических институтов, религиозной моралью. Отмечается, что сформировавшийся в рамках католического интегрализма конституционализм общего блага напоминает описанный Достоевским проект Великого инквизитора, в котором «царство покоя и счастия» было построено на чуде, тайне и авторитете. В проекте Вермеля мы находим авторитет правителя, недоступную подвластным тайну общего блага и чудо в виде изобилия и процветания, с благодарностью принимаемое подвластными. Обзор полемики вокруг концепции Вермеля приводит к выводу о глубоком расколе внутри американского юридического сообщества в понимании оснований, особенностей и путей развития конституционной традиции США.

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/f8142242-acf5-3f20-a632-204f3792bdc4/

U2 - 10.17323/2587-8719-2025-3-200-251

DO - 10.17323/2587-8719-2025-3-200-251

M3 - статья

VL - 9

SP - 200

EP - 251

JO - Философия. Журнал высшей школы экономики

JF - Философия. Журнал высшей школы экономики

SN - 2587-8719

IS - 3

ER -

ID: 141952143