Цель проекта: обоснование объяснительного потенциала концепции коммуникативного капитализма как макросоциологической критической теории и анализ ее применимости для интерпретации современного состояния российского общества.
Объект исследования: концепция коммуникативного капитализма как макросоциологическая критическая теория
Цель проекта: обоснование объяснительного потенциала концепции коммуникативного капитализма как макросоциологической критической теории и анализ ее применимости для интерпретации современного состояния российского общества
В исследовании был использован в первую очередь теоретико-социологический инструментарий, предполагаемый критической парадигмой. Были привлечены классическая и постнеклассическая методология.
Произведена аналитическая деконструкция концепции коммуникативного капитализма и ее парадигмальное позиционирование. Выявлен и детально описан объяснительный потенциал концепции как макросоциологической критической теории и определены области ее применимости для интерпретации современного состояния трансформирующегося социума. Произведено концептуальное обоснование нового измерения социальной стратификации в информационно-сетевом обществе. Предложена структурная модель новых субъектов властных практик в рамках экономики внимания, показаны механизмы конвертации коммуникативного капитала в иные виды капиталов. Обоснованы операциональные дефиниции базовых концептов коммуникативного капитализма. Предложены подходы к эмпирической верификации нового измерения социального неравенства.
Результаты исследования обладают несомненной практической значимостью. Модели, предлагаемые авторами, послужат основой для разработки методологии анализа динамики властных отношений в условиях цифровизации общественно-политических отношений и изменения роли медиа в них. Методология может быть применена для повышения объективности информации о состоянии обозначенных отношений, а также для разработки коммуникативной стратегии актора, в том числе актора, участвующего в политической жизни страны (на пример в течение электорального цикла или в рамках кампании по привлечению внимания к критическим проблемам общества). Применима она и для разработки стратегии акторов медийных (например, медиахолдинга или телеканала, рассматривающего возможность развития в Интернете).
Концепция коммуникативного капитализма в будущем может быть трансформирована в объяснительную теорию нового политико-экономического неравенства сетевого общества, базирующегося на медиатизации и цифровизации властных отношений.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПРОЕКТА
1. Gavra D.P., Dekalov V.V. Communicative capital and communicative exploitation in digital society // Proceedings of the 2018 IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop. 2018. P. 22–26. URL: https://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp?arnumber=8354957 дата выхода 07.05.2018
2. Гавра Д.П., Декалов В.В. Борьба за власть при коммуникативном капитализме: конкуренция и кооперация игроков сетевого пространства // Российская школа связей с общественностью. 2018. Т. 11. С. 11–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35147171 дата выхода 01.06.2018
3. Гавра Д.П., Декалов В.В. Коммуникативный капитализм: методологические предпосылки и парадигмальное позиционирование // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. №1. С. 27–43. URL: https://doi.org/10.31119/jssa.2018.21.1.2 дата выхода 21.01.2018
4. Гавра Д.П., Декалов В.В. Заменят ли блогеры журналистов? Институциональные и неинституциональные игроки на пересечении медиа и сетевого пространств // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. №3-2. С. 75–82. URL: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-75-82 дата выхода 03.10.2018
5. Гавра Д.П., Декалов В.В. Цифровой брендинг и коммуникативная капитализация как факторы власти в цифровом пространстве // Евразийский союз ученых. 2018. № 9(54). С. 4–7. URL: http://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2018/10/Euroasia_-%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB_5_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-21.pdf дата выхода 01.09.2018
6. Гавра Д.П., Декалов В.В. Цифровая элита vs. аналоговая элита: трансформация социальной стратификации в сетевую эпоху // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2018. N. 4. С. 118–128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36460845 дата выхода 01.12.2018
7. Декалов В. В. Дигитальная критическая теория медиа: основания и объяснительные возможности // Медиаскоп. 2018. No2. С. 5. URL: http://www.mediascope.ru/2443 дата выхода 01.03.2018
8. Таранова Ю.В., Гавра Д.П., Декалов В.В. Связи с общественностью в новой цифровой реальности: этика, доверие, кризисы // Российская школа связей с общественностью. 2018. Т. 11. С. 11–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35147186 дата выхода 01.06.2018
Вклад в работу Д. П. Гавры: 60%
Вклад в работу В. В. Декалова: 40%
Short title | __ |
---|
Acronym | RFBR_a_2018 - 1 |
---|
Status | Finished |
---|
Effective start/end date | 28/02/18 → 15/12/18 |
---|