Description

Заявляемая тема «Кураторские практики и стратегии: новые возможности репрезентации современного искусства» продолжает проект 2019 г. «Кураторские практики: современные направления развития в контексте art-science».За последние годы российскими специалистами уже накоплен достаточный опыт теоретических и практических исследований в этой сфере современного гуманитарного знания. Тем не менее, практически не проводилось планомерных исследований. Анализирующих опыт использования новых репрезентационных возможностей, которые возникают в последнее время в связи с меняющейся политической, общественно-экономической и художественной ситуацией в мире. Это касается прежде всего новых глобальных проблем, которые берутся разрешать кураторы, рассматривая свою деятельность в тесном сотрудничестве с экологами, урбанистами, антропологами, а также общественными организациями, занятыми вопросами улучшения жизни и поисками гуманитарной защиты людей, находящихся в зоне риска. Речь идет о выставках, цель которых выявить проблемные зоны современного общества. Особенностью их является включение современного искусства в процесс джентрификации, а также появление новых пространств – городских территорий, которые становятся зонами, открытыми для диалога художников и различных социальных групп людей. Здесь предполагается вовлечение самых разных специалистов в области гуманитарного знания, а также самих художников и кураторов, могущих на своем опыте проанализировать комплекс проблем, возникающих в современной практике репрезентации. Кураторская деятельность представляется чрезвычайно актуальным направлением планомерного научного исследования именно в междисциплинарном подходе. В СПбГУ на кафедрах Междисциплинарных исследований и практик в области искусств Факультета свободных искусств и наук и кафедрах истории русского и истории западноевропейского искусства целенаправленно занимаются теорией и практикой кураторской деятельности.Цель нашего проекта – в объединении усилий ведущих специалистов, представляющих различные институции, непосредственно связанные с институтом кураторства. В настоящее на кафедре междисциплинарных исследований и практик в области искусств и наук начата работа по такому планомерному изучению различных форм и стратегий кураторской деятельности. Студенты, будущие кураторы и искусствоведы, работая над темами своих магистерских диссертаций, ВКР и курсовых работ, смогут принять активное участие в этом проекте. Предполагается проведение двух круглых столов "Актуальные проблемы презентации аналогового видео арта" и "Арт-критика и кураторские практики в контексте истории искусства" с привлечением как деятелей современного российского искусства – кураторов, арт-критиков, художников, музейных работников, специалистов и з государственных и общественных организаций (ГЦСИ, РОСИЗО, ПРО АРТЕ, Музея Фрейда, Государственного Русского музея, Эрмитажа, Центра изучения современного искусства и др.), так и зарубежных коллег. На круглом столе будут обсуждены исторические и актуальные проблемы кураторской деятельности в России, поскольку именно на материале отечественного современного искусства давно назрела необходимость такого всестороннего междисциплинарного изучения. Также планируется проведение мастер-классов, на которых в фокусе рассмотрения предполагаются более локальные темы, связанные с проведением полевых исследований актуальных художественных проектов (мониторинг музейной кураторской деятельности, независимых кураторских концепций: их злободневности, социальной востребованности). Кроме того, предполагается создание единой базы данных по выставкам современного искусства на основе классификации, разработанной в ходе проведения полевых исследований. Эта база данных станет необходимым основанием для дальнейшего планомерного изучения и систематизации опыта кураторских практик и стратегий репрезентации. Проект отвечает целям и задачам утвержденных и разрабатываемых учебных курсов и станет органичной частью проводимых лекций, семинаров и практических занятий. Исследование предполагается сосредоточить на следующих направлениях: Теоретические основы современной кураторской деятельности. Кураторство в системе современного художественного рынка. История кураторства. Кураторские проекты 2010-х годов. Кураторство в медийном пространстве. Принципы кураторской работы и этика кураторства. Формы и способы репрезентации актуальных социальных проблем. Символический капитал и проблема социального контекста в современном кураторстве. Кураторство как форма институционального сотрудничества. Кураторство в сфере Art&Science, архитектуры и дизайна (ювелирного искусства). Современные кураторские проекты и проблемы взаимодействия художника и общества. Состав и квалификация коллектива исполнителей должен позволить проанализировать характер и определить направления кураторских практик и стратегий репрезантаций искусства: 1. в крупных художественных музеях; 2. в университетском музее (Музей современного искусства им. С.П.Дягилева СПбГУ, университетские музеи партнеров СПбГУ); 3. в частной галерее; Для выработки методологии междисциплинарного анализа предполагается использование синтеза различных подходов: историко-культурного, искусствоведческого, компаративного, феноменологического и структурно-семиотического.Авторский коллектив имеет существенный научно-методический задел по заявленнойпроблеме, участвует в ряде других международных проектов, связанных с данной НИР•Юрьева Татьяна Семеновна, руководитель Профессор, доктор искусствоведения. Кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств. Директор Музея современного искусства имени С.П. Дягилева СПбГУ. Имеет значительный опыт исполнения научно-исследовательских работ.Недавние публикации по теме проекта: 1.Юрьева Т.С. ИДЕЯ КОНФЕРЕНЦИИ "КИТАЙ. РОССИЯ. США. ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА В XXI ВЕКЕ" И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ. В сб.: Китай. Россия. США. Особенности рефлексии культурного опыта в XXI веке. Сборник статей по материалам международной научной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет, Музей современного искусства им. Дягилева. 2018. С. 10-16. РИНЦ2.Astvatsaturov A.А., Cherepovskaia K.V., Yurieva T.S. RUSSIA - USA. THE ART OF THE YOUTH: REFLECTION ON CULTURAL EXPERIENCE AND NOVATION. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2017. Т. 7. № 2. С. 144-155. Scopus, WoS3.Peng F., Yurieva T.S., Tulchinskii G.L., Staniukovich-Denisova E.Iu. THE PROCESSES OF CONTEMPORARY ART IN CHINA AND THE RUSSIAN-CHINESE UNIVERSITY HUMANITIES PROJECT IN ST. PETERSBURG (2016-2017) Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2017. Т. 7. № 4. С. 423-435. Scopus, WoSТема предполагаемой публикации по проекту (2021): Юрьева Т.С. Куратор, критик, теоретик в мировой истории искусства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. Scopus, Web of Science. Q4, SJR 0,1.2.•Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова, исполнительКафедра истории русского искусства, старший преподаватель. Редактор научного издания «Актуальные проблемы теории и истории искусства» (РИНЦ, Scopus) ISSN Bib-ID: 2312-2129. Имеет значительный опыт исполнения научно-исследовательских работ.Недавние публикации по теме проекта:1.КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ И СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВОВЕДЕНИИ. Тезисы докладов научно-практической международной конференции / под ред. Г.Ершова, Е.Станюкович-Денисовой. СПб., 2019.2.Staniukovich-Denisova E., Liubimova D. NEGLECTED HERITAGE: KHRUSHCHEV MASS HOUSING IN LENINGRAD. В книге: Architectural conservation and restoration in Norway and Russia. Edited by Evgeny Khodakovsky and Siri Skjold Lexau. London, New York, 2018. С. 139-155. Глава монографии (Scopus).3.Stanyukovich-Denisova E. EXPERIMENTAL PRESERVATION OF AN ARCTIC SETTLEMENT PIRAMIDA ON SPITZBERGEN: A RUSSIAN VIEW OF THE 120 HOURS 2015 ARCHITECTURAL COMPETITION. В книге: Architectural conservation and restoration in Norway and Russia. Edited by Evgeny Khodakovsky and Siri Skjold Lexau. London, New York, 2018. С. 187-202. Глава монографии (Scopus).4.Staniukovich-Denisova E., Khodinitu E. THE GENERAL STAFF BUILDING IN SAINT PETERSBURG: FROM AN EMPIRE-STYLE ADMINISTRATIVE BUILDING TO CONTEMPORARY ART VENUES FOR THE HERMITAGE MUSEUM. В книге: Architectural conservation and restoration in Norway and Russia. Edited by Evgeny Khodakovsky and Siri Skjold Lexau. London, New York, 2018. С. 99-114. Глава монографии (Scopus).5.Клюшина Е.В., Мальцева С.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. АРТЕФАКТ. АРТ-ОБЪЕКТ. АРГУМЕНТ. ОБЪЕКТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ОБРЕТЕНИЕ НОВЫХ СМЫСЛОВ В ЭПОХУ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2018. № 8. С. 15-25. Scopus,Q26.Жижина Н.К., Мальцева С.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. АРТЕФАКТ. АРТ-ОБЪЕКТ. АРГУМЕНТ. ОБЪЕКТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ЗАДАЧА, МЕТОД, РЕЗУЛЬТАТ. Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2017. № 7. С. 15-20. Scopus,Q27.Staniukovich-Denisova E.Iu., Baryshnikova E.V. THE AEGINA OF GLEB BOGOMOLOV: PAINTING AS AN ARTIFACT. Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2017. № 7. С. 703-710. Scopus,Q2Тема предполагаемой публикации по проекту (2021, Scopus): Резонансные архитектурные выставки и проекты в России 2018-2020. Современные кураторские подходы. •Глеб Юрьевич Ершов, исполнительКафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств, доцент. Имеет уникальной опыт кураторской деятельности в крупных государственных художественных музеях, арт-центрах, частных галереях.Недавние публикации по теме проекта:1. Ершов Г.Ю. ДАВИД БУРЛЮК. ХУДОЖНИК-БУНТАРЬ. В сборнике: Давид Бурлюк. Слово мне! каталог выставки. Москва, 2018. С. 22-33.2. Ershov G.Yu. FILONOV: LES SOURCES DE LA CONCEPTION DU MONDE ET LES FONDEMENTS PHILOSOPHIQUES DE LA MéTHODE ANALYTIQUE. В сборнике: Kandinsky, Malèvitch, Filonov et la philosophie Les systèmes de l'abstraction dans l'avant-garde russe. Paris, 2018. С. 231-249.3. Ершов Г.Ю. ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ФИЛОНОВ НА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕВ сборнике: "На крайнем пределе веков": Первая мировая война и культура Сборник статей. Редакторы-составители: Е.А. Бобринская, Е.С. Вязова. 2017. С. 260-275.4.КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ И СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВОВЕДЕНИИ. Тезисы докладов научно-практической международной конференции / под ред. Г.Ершова, Е.Станюкович-Денисовой. СПб., 2019.Тема предполагаемой публикации по проекту (2021, Scopus, WoS): Опыт репрезентации современного искусства на примере выставок петербургских галерей•Кристина Олеговна Сасонко, исполнительФонд содействия развитию образования, науки и искусства «Новое искусствознание», директорУчастие в проекте: организация и модерирование Круглого стола с международным участием, редактирование, подготовка материалов к публикации в журнале «Новое искусствознание», организация мастер-классов ведущих кураторов для студентов СПбГУ и возможностью дальнейшего осуществления научно-практических кураторских проектов на базе художественных галерей Санкт-Петербурга•Наталья Антоновна Федорова, исполнитель к.филол.н, Старший преподаватель, ФСиНКураторское исследование Натальи Федоровой будет посвящено пространству Кировского завода. Проект будет направлен в начало ХХ века, в формировании актуальной повестки, которого рабочие Кировского завода играют немаловажную роль. Именно последствия их мирного шествия к Николаю II причастны к запуску революционной динамики, которая определяет события первой четверти ХХ века. Проект будет рассматривать геологическую историю и политику этого промышленного объекта, а именно историю происхождения руд металлов, обрабатываемых на заводе. Через оптику движения металлических руд планируется осмыслить то, как проходила “внутренняя колонизации” Урала. В результате проекта планируется создать карту, описывающую происхождение металлических руд. Эта карта станет основой для создания ряда перформансов в рамках фестиваля Арт-Проспект, который будет проходить в мае 2020 года.Недавние публикации по теме проекта: 1.ПОЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ НА НОВОЙ ГОЛЛАНДИИ. Альманах / Ред. Н.Федорова. Москва, 2017. Сер. Новая Голландия. Культурная урбанизация.2.Fedorova N. THE FIRST NEUROOPERA ‘NOOR’: TRANSPARENT BRAIN AND THE END OF HUMANISTIC ETHICS? Russian Journal of communication. 2017. Т. 9. № S3. С. 310-314.•Мария Самуиловна Данцис. Старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусствНедавние публикации по теме проекта: Холмова А., Данцис С. Место художницы в поле технологичного искусства и ‘ткацкие станки будущего’// Nauka.me., вып. 2. 2019. Сборник "Феминистские исследования"Тема предполагаемой публикации по проекту: Глаз, эмоции, тело, в новых сетевых медиа.Участие в проекте: организация и модерирование Круглого стола Актуальные проблемы презентации аналогового видео арта"•Елена Витальевна Клюшина, исполнитель. К.иск. Старший преподаватель СПбГУПТиД. Специалист по изучению западноевропейской художественной критики.Недавние публикации по теме проекта: Клюшина Е.В. Ювелирный магазин братьев Уолферс: новые решения в организации экспозиции Королевских музеев искусства и истории Бельгии // Музеи декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции к 150-летию Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С. Г. Строганова Опыт коллективного монографического исследования. М.: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, 2018. С. 156-165. РИНЦТема предполагаемой публикации по проекту (РИНЦ): Кураторство на стыке искусства, экологии и политики: резонансные проекты последних лет. Триеннале в Брюгге и совместный проекта NRDC и «Гараж» для EXPO в Чикаго.•Уильям Брумфильд (William Brumfield), профессор Туленского университета, США. Славист, Фотограф, куратор, ведущий американский исследователь русской архитектуры и литературы.Исполнители - Учащиеся СПБГУ. Участвуют с научными сообщениями в Круглом столе, проводят мониторинг•Попова Полина Игоревна. Магистратура 2 курс, программа Кураторские исследованияТема предполагаемой публикации по проекту: "Сохраняя будущее": опыт работы с музейными коллекциями в кураторской практике в 1980-е - 2010-е на примере России и Франции".•Тарасова Александра Юрьевна. Магистратура 2 курс, программа Кураторские исследованияТема предполагаемой публикации по проекту: "Дягилев - первый русский куратор".•Соколовская Екатерина Игоревна. Магистратура 2 курс, программа Кураторские исследованияТема предполагаемой публикации по проекту: «Право появляться» Джудит Батлер как стратегия художников и кураторов в городском, музейном, галерейном пространстве. •Трунтаева Мария Юрьевна. Магистратура 2 курс, программа Кураторские исследованияТема предполагаемой публикации по проекту: Современный художник и куратор в традиционном архитектурном пространстве. •Малолеткина Кристина, Бакалавриат 3 курса, направление «Свободные искусства и науки».Тема: Независимое кино и фотография. Писала статьи для киножурнала Cinematograph, участвовала в научных конференциях с докладами о кино (Smolcon), а так же выставке на ВДНХ ВЗЛЕТ в 2018 году с видео-материалом.•Арина Полтавец, Бакалавриат 3 курса, направление «Свободные искусства и науки».Тема: кураторские исследования экспериментального кино, связанными с уникальностью самого медиума, его нахождением на стыке художественных практик, современный российский кинематограф. Участвовала в конференциях "Смольные студенческие чтения" и "Кинематографические миры Старого и Нового света: от традиции до революции", в организации фестиваля экспериментального кино SmolShorts.•Поль Марсело Веласкес Сабогаль (Колумбия), Магистратура 1 курс, программа «Искусствоведение (история искусства)». Художник, куратор.Недавние публикации по теме проекта: Поль Марсело Веласкес Сабогаль, К. Рубиновская. Каталог выставки « На расстоянии. Думать о пейзаже». ENTRE DIÁLOGOS / Энтре Диалогос. (Versión digital / Цифровая версия) Vol. 4 N° IV Octubre / Октябрь, с. 102-127•Екатерина Ельфимова. Бакалавриат 1 курса, направление «История искусства». ФилологПлан выполнения проекта.март – сентябрь 1. Публикация статей: Ершов Г.С. Кураторские практики: современные направления развития в контексте art-science // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 3, 2020. Scopus, Web of Science. Q4, SJR 0,1.2. М.Данцис."Eye, emotions, korpo, in new media" // Галактика-медиа., 2020, август, РИНЦ. (на англ.яз), а также публикация 3 статей участников проекта (с привлечением в качестве авторов учащихся СПбГУ, участвующих в проекте) по теме проекта «Кураторские практики и стратегии на современном этапе» в журнале «Новое искусствознание» (РИНЦ, подано в ВАК).2. Подготовка и организация круглых столов "Актуальные проблемы презентации аналогового видео арта" и "Арт-критика и кураторские практики в контексте истории искусства" (с международным участием). 3. Конкурсный отбор материалов к публикации тезисов по результатам круглых столов.4. Мастер-классы ведущих кураторов для студентов и возможностью дальнейшего осуществления научно-практических кураторских проектов на базе Музея современного искусства имени С.П.Дягилева СПбГУ и художественных галерей Санкт-ПетербургаСентябрь – октябрь. Проведение круглых столов "Актуальные проблемы презентации аналогового видео арта" и "Арт-критика и кураторские практики в контексте истории искусства" (с международным участием).октябрь. Подготовка к публикации статей:1. Юрьева Т.С. Куратор, критик, теоретик в мировой истории искусства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. Scopus, Web of Science. Q4, SJR 0,1.2. 2. Ершов Г.С. Опыт репрезентации современного искусства на примере выставок петербургских галерей// Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. Scopus, Web of Science. Q4, SJR 0,1.2. 3. Станюкович-Денисова Е.Ю. Резонансные архитектурные выставки и проекты 2018-2020. Современные кураторские подходы. //Design Principles & Practices: An International Journal – Annual Review, 2021. Scopus. Q3, SJR 0.1.4. 3 статей (с привлечением в качестве авторов учащихся СПбГУ, участвующих в проекте) по теме: «Кураторские практики и стратегии на современном этапе» в журнале НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА. ISSN 2658-3437 РИНЦ

Key findings for the project

Проект «Кураторские практики и стратегии: новые возможности репрезентации современного искусства» (2020-2021), соответствующий профилю «История искусства, арт-критика, кураторское мастерство», продолжил НИР, который в 2019 году был посвящен современным направлениям кураторских практик и возможностям их развития в контексте взаимодействия искусства и науки.

В рамках поставленных цели и задач было подготовлены фундаментальные исследования, прямо следующие обозначенным в заявке направлениям: теоретические основы современной кураторской деятельности; кураторство в системе современного художественного рынка; кураторские проекты 2010-х годов; принципы кураторской работы и этика кураторства; формы и способы репрезентации актуальных социальных проблем, современные кураторские проекты и проблемы взаимодействия художника и общества.
Результаты фундаментальных исследований представлены в виде:
• 2 опубликованных статей в высокорейтинговых журналах (Scopus 1квартиль (статья на английском языке) «Актуальные проблемы теории и истории искусства»; WoS, Scopus 2 квартиль «Вестник Санкт-Петербургского университета»),
• 1 статьи, принятой к публикации в 2022 г., в высокорейтинговом журнале («Вестник Санкт-Петербургского университета»);
• 3 статей, опубликованных в журнале «Новое искусствознание» (РИНЦ);
• текста к опубликованному каталогу выставки «Уединение»;
• подготовленной рукописи материалов Круглого стола «Кураторские практики и стратегии: новые возможности репрезентации искусства в синхронном и диахроническом аспектах» (запланирован к печати в 2022, изд-во Фонда «Новое искусствознание»)

За время проекта участниками гранта также были осуществлены следующие научно-практические мероприятия, которые служили экспериментальной площадками проекта и способствовали выработке методологии, легшей в основе полученных результатом фундаментальных исследований:
• подготовка и осуществление научно-практические студенческие кураторские проекты на базе Музея современного искусства имени С.П. Дягилева СПбГУ (60 чел./часов);
• подготовка и осуществление научно-практических студенческих кураторских проектов на базе галереи Navicula Artis Арт-центра «Пушкинская-10». (60 чел./час);
• разработка новые кураторские концепции, связанных с экспонированием фотоискусства, медиа-арта: на базе Музея современных искусств им. С.П. Дягилева.
• подготовка и осуществление выставки произведений петербургских художников «Уединение. Современные петербургские художники о времени самоизоляции и пандемии Фотография, скульптура, графика, видео»;
• подготовка и осуществление выставки Памяти основательницы Музея Т.С.Юрьевой (октябрь 2021) – первая попытка обобщить и систематизировать уникальный опыт и практики одного из первых кураторов современного искусства Петербурга.
• подготовка Круглого стола «Кураторские практики и стратегии: новые возможности репрезентации искусства в синхронном и диахроническом аспектах», перенесенного на февраль 2022 г. в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации и смертью руководителя проекта проф.Т.С.Юрьевой в октябре 2021 г.
• участие с докладами в научных конференциях «Трансформация старого и поиски нового в культуре и искусстве 90-х годов ХХ века» (МИСП), «Актуальные проблемы теории и истории искусства», «Ф.М. Достоевский в диалоге культур: взгляд из XXI века», «Осмысление: События. Факты. Обстоятельства»

Key findings for the stage (in detail)

Основные публикации по проекту:
• Yurieva T.S., Staniukovich-Denisova E.Iu., Ershov G.Iu. Curatorial Approaches at the Diaghilev Museum of Contemporary Art at Saint- Petersburg State University: Representations of Art in Synchronous and Diachronic Aspects // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2021. – № 11. – С. 827-835. – DOI 10.18688/aa2111-08-60. (Scopus, RSCI)
• Ершов Г. Ю. Кураторские стратегии в репрезентации современного петербургского искусства. Некоторые примеры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2020. – Т. 10. – № 3. – С. 419-434. – DOI 10.21638/spbu15.2020.303. (WoS, Scopus)
• Ершов Г. Ю. Что я делал в 1990-е годы: креативность как форма жизни // Трансформация старого и поиски нового в культуре и искусстве 90-х годов XX века : Материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 28–29 января 2020 года / Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. – Санкт-Петербург: Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, 2020. – С. 91-99.
• Ершов, Г. Ю. Филонов - художник миро́вого расцвета / Г. Ю. Ершов. – Издание второе, исправленное и дополненное. – Санкт-Петербург : Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования "Европейский университет в Санкт-Петербурге", 2020. – 316 с. – ISBN 978-5-94380-308-6.
• Сасонко К., Пацей А. и др. «Галерея vs куратор» — дискуссия научно-практической конференции «Кураторские практики» // Новое искусствознание. – 2021. – №4. С.112-115.
• Клюшина, Е. В. Кураторство на стыке искусства, экологии и политики: резонансные проекты последних лет. Брюгге, Стамбул, Москва // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. – 2020. – № 4. – С. 66-74. – DOI 10.24411/2686-7443-2020-14008.
• Веласкес Сабогаль, П. М. Опыт выставочного пространства в свете художественных проектов "Энтре Диалогос" и "на расстоянии" / П. М. Веласкес Сабогаль // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. – 2020. – № 4. – С. 75-87. – DOI 10.24411/2686-7443-2020-14009.
• Holmowaia A., Danzis M. Man with a movie camera: economy of movement and ASMR videos on YouTube// Galactica Media: Journal of Media Studies. 2020. No 1 ( За горизонтом медиа онтологий) Doi: 10.24411/2658-7734-2020-10006
https://galacticamedia.com/index.php/gmd/article/view/97/76?fbclid=IwAR2S8ZPlDsZqlucykUMvNAoyh9KO5bibNNQIa-C0Yg8K8l4D9mls0cVxtys
• Веласкес Сабогаль, П. М. Блуждающее изображение: Жюль-Феликс Гранжуан и аргентинский анархизм начала ХХ века. статья в открытом архиве Номер: 338-2020 Место депонирования: https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/theses/theses-2020.html Дата депонирования: 13.11.2020
• Ершов Г. Ю. О специфике понятия "жизнь" в теории русского авангарда.Тип: статья в открытом архиве Номер: 331-2020. Место депонирования: https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/theses/theses-2020.html Дата депонирования: 11.11.2020

Rationale of the intersectoral approach

Межотраслевое взаимодействие не предусмотрено условиями проекта.
Short title1. История искусства, арт-критика, кураторское мастерство
AcronymHUM_2020 - 2
StatusFinished
Effective start/end date9/02/2120/11/21

ID: 73684576