Объект исследования – ошибки, возникающие при выполнении сенсомоторного навыка в ситуации эмоционального давления. Предмет исследования – механизмы когнитивного контроля в ситуации научения.
Цель работы - описание закономерностей возникновения ошибок при выполнении сенсомоторных навыков в ситуации эмоционального напряжения.
В ходе выполнения работы проводилась серия экспериментальных психологических исследований, нацеленных на определение факторов, оказывающих влияние на сбой выполнения навыка в ситуации эмоционального давления (соревнования).
В результате исследования предложена теоретическая модель, описывающая механизм включения избыточного контроля, проявляющегося в спонтанных попытках человека контролировать игнорирование ошибочного способа действия. Выделены факторы, влияющие на переключение контроля:
- характеристики ситуации, создающей эмоциональное давление (наличие соперника; вид соревнования (турнир vs индивидуальное достижение) и др.);
- структура вознаграждения, применяемая в выполняемой задаче (поощрения или наказания); - тип научения, приводящего к формированию навыка (имплицитное vs эксплицитное); - индивидуальные особенности испытуемых (характерный для них фокус регуляции; уровень притязаний). Полученные результаты свидетельствуют в пользу гипотезы избыточного контроля в объяснение эффекта срыва навыка под давлением. Адаптирована на русский язык методика по диагностике фокуса регуляции на русскоязычной выборке.