Статья рассматривает связи между образованием и политическими правами (и обязанностями), которые четко проговорены в платоновских диалогах «Государство» и «Законы». В Каллиполисе, проект которого создается Платоном в «Государстве», важнейшей цементирующей силой общества является сословие стражей. Показательно, что женщины в сословии стражей играют важную роль и получают воспитание, близкое к мужскому. В «Законах» женщины также получают практически полный спектр воспитания, в том числе военного. Подобный взгляд Платона резко контрастирует с представлениями о женской природе, которые были распространены в Античности. Платон полагал, что женское начало возникает из «сверхдуши», которая имеет мужскую природу («Тимей»), между женским и мужским нет абсолютного разрыва. В «Политике» Платон показывает, как феминное и маскулинное начала могут проявляться в социальных добродетелях граждан («уравновешенных» и «мужественных»). Вместе с тем в «Законах» Платон отказывает женщинам в реальных политических правах. Причиной этого являются земные реалии: поскольку реальное государство (условная «Магнезия») составлено не из божественных людей и детей богов, именно в женщине проявляется низшее, материальное, начало, которое делает, по мнению Платона, вручение ей рычагов управления обществом слишком рискованным предприятием. Т.Робинсон является автором тех разделов статьи, где поднимаются проблемы образования женщин-стражей, их правовой «вменяемости», соотнесения «гендерных» концепций «Государства» и «Законов». Р.Светлов подготовил страницы, посвященные проблеме дифференциации биологического пола и гендерных качеств в платоновской концепции души. Библиогр. 2 назв.
Переведенное названиеЖенщины, образование и политика по Платону
Язык оригиналаанглийский
Страницы (с-по)64-72
ЖурналВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 17: ФИЛОСОФИЯ. КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Том33
Номер выпуска1
СостояниеОпубликовано - мар 2017

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • PLATO, PHILOSOPHY OF EDUCATION, EDUCATION AND WOMEN'S POLITICAL RIGHTS

ID: 9357779