В статье исследуются методы презентации греческими и римскими эпикурейцами своего философского учения, показывается, что для древнего, среднего и римского Сада характерным способом представления собственных воззрений была полемика с представителями других философских школ. Полемическая практика, в которой основные положения эпикуреизма излагались через критику иных философских систем, прежде всего академиков и стоиков, рассматривалась не только как предпочтительный способ презентации собственной доктрины, но и как наиболее удобный риторический прием, имевший, в том числе и дидактическое значение. Основатель школы Эпикур нередко вводил в свои тексты термины, используемые в других философских школах, придавая им иное, нередко противоположное, содержание. Излагая свое учение в трактате «О природе» или в письмах к своим последователям, Эпикур отталкивался от мнений Демокрита, Платона, стоиков, однако прибегал в основном к имплицитной критике своих оппонентов, часто не называя их по имени. Его ближайшие ученики и поздние последователи - Метродор, Гермарх, Колот, Филодем, Лукреций, Диоген из Эноанды, - продолжая полемику с академиками и стоиками, более откровенно высказывали свое негодование по поводу «ложно понятого эпикуреизма» или ошибочных мнений. В их сочинениях нередко использовались в критике оппонентов сатирические приемы и гневные обличения. Основное внимание в статье уделяется полемике Эпикура с Платоном; интерпретации понятия «предвосхищение» у Эпикура и стоиков; полемическим приемам Колота и использованию им принципа «воздержания от суждения», почерпнутого у стоиков, для критики академиков. Кроме того, в статье анализируются риторические приемы Филодема, который полагал, что прямодушие является не только наилучшим способом врачевания души, но и методом философской полемики.