В статье анализируются основные тенденции историографии Оксфордского (трактарианского) движения в Церкви Англии, оказавшего огромное влияние не только на ее последующее развитие, но и на эволюцию англиканства в целом. Цели статьи: выделить ключевые тенденции в развитии историографии Оксфордского движения, обозначить круг проблем, изучаемых исследователями, сосредоточив внимание на рассмотрении наиболее дискуссионных вопросов. В задачу статьи входит как аналитический разбор работ авторов, рассматривавших историю Оксфордского движения в контексте эволюции Церкви Англии (Н. Гэш, О. Чедвик, Н. Эвис, С. Браун), так и исследователей, в фокусе внимания которых был сам феномен трактарианства (О’Коннел, Дж. Гриффин, Дж. Роуландс, П. Ноклс, Дж. Перейро, Дж. Херринг). Авторы статьи применяли проблемно-хронологический и сравнительный методы, позволяющие представить основные историографические достижения в их динамическом развитии. Делается вывод о том, что конфессионализм, выражавшийся в представлении трактарианских лидеров или как «спасителей» Церкви Англии, или как «предателей», стремившихся привести ее в лоно Римско-католической церкви, в настоящее время полностью преодолен. Достигнут значительный исследовательский консенсус по таким вопросам, как дата возникновения движения, его революционный характер, взаимосвязь с высокоцерковной традицией, серьезное влияние на последующую эволюцию англиканства. Дискуссионным остается вопрос о взаимосвязи трактарианства с движением ритуалистов второй половины XIX в. Дальнейшие перспективы изучения Оксфордского движения связаны в первую очередь с анализом его международного измерения (в частности, российского), его восприятия британским обществом.