Несмотря на то, что события начала 1990-х годов сыграли решающую роль в формировании социальной, политической и культурной сферы в Российской Федерации, которая встала на путь демократического и капиталистического развития, они редко попадают в фокус современных социологических исследований. В частности, это касается вопросов памяти и, как следствие, исторических образов, формирующих национальную идентичность. В этой статье авторы обращаются к классической теории памяти Мориса Хальбвакса и к работам Мишеля Фуко, а ключевыми понятиями выступают категории «память» и «контр-память». В рамках исследования анализировались процессы формирования исторической памяти современных студентов о событиях 1993 года, в частности, о Путче. В исследовании принимали участие студенты технических и гуманитарных направлений подготовки в возрасте от 17 до 22 лет из двух университетов Санкт-Петербурга. Исследование включало 3 части: онлайн-опрос (200 респондентов); полуструктурированное личное интервью (12 информантов); контент-анализ СМИ (телевидение и 36 газет) и федеральных учебников по истории России за 2013-2014 годы. На основе контент-анализа, авторы выяснили, что интерпретация событий в средствах массовой информации противоречит его юридической версии. Образ Бориса Ельцина как центральной фигуры преобладает во всех проанализированных источниках, в то время как его оппоненты почти не упоминаются. События, произошедшие в 1993 г., почти игнорируются в учебниках по истории России. Таким образом, можно сделать вывод о конструировании «незначительности» этих событий. Основные результаты опроса и интервью также были схожими. Можно утверждать, что в настоящий момент в России реализуется довольно жесткая историческая политика, в том числе в отношении событий 1993 года. Библиогр. 33 назв. Ил. 2. Табл. 1.
Переведенное названиеПАМЯТЬ СТУДЕНТОВ О ПУТЧЕ 1993 ГОДА: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Язык оригиналаанглийский
Страницы (с-по)302-314
ЖурналВестник Санкт-Петербургского университета. Социология.
Том10
Номер выпуска3
СостояниеОпубликовано - 2017

    Предметные области Scopus

  • Социальные науки (все)

ID: 44845949