Рассматривается малоизвестный текст Сельмы Лагерлёф под названием«Речь на торжественном заседании Шведской академии 20 декабря 1926 года», впервые опубликованный посмертно, в 1945 г., в сборнике «Из разных времен II». В речи, обращенной к членам Шведской академии, Сельма Лагерлёф вспоминает свое путешествие в Россию, совершенное ею по приглашению семьи Нобелей за четырнадцать лет до этого выступления перед академиками, и описывает в ней свои впечатления от Петербурга и Москвы. Среди наиболее значимых фрагментов речи выделяются рассказ о посещении Третьяковской галереи и Московского художественного театра. Кроме того, в речи Лагерлёф о России говорится об истории, религиозности, общественных отношениях в нашей стране, которые она отметила во время своего визита. Следующая публикация этого отчасти спорного текста на родине писательницы, в Швеции, состоялась совсем недавно, в 2016 г., и вызвала неоднозначную реакцию. В том числе звучали мнения, что текст речи является пропагандистским, так как в нем пестуется исторический страх шведов перед Россией. В предлагаемой статье текст речи Лагерлёф рассматривается не только с точки зрения содержания (подробно описанные впечатления писательницы о России 1912 г.), но и с точки зрения того, как она применяет свое мастерство рассказчицы для создания публицистического произведения. Оказывается, что даже в тексте на случай писательница проявляет себя как неоромантик. Важное место в риторическом искусстве Сельмы Лагерлёф занимают такие художественные приемы, как аллегория, притчевый дискурс и экфрасис. Кроме того, автор примерила на себя роль провидицы, выстроив свое повествование вокруг мнимого пророчества о грядущей русской революции, увиденного ею на знаменитом полотне Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Таким образом, «Речь на торжественном заседании Шведской академии 20 декабря 1926 года» выстроена согласно модели апокалиптического видения.