Данная статья посвящена исследованию политики региональной идентичности в постсоветской России с опорой на концепт «строительство регионов» норвежского политолога Ивара Нойманна. Традиционные концепции объясняли существование региона главным образом в терминах культурных, лингвистических, социально-экономических и иных подобий, подчеркивая замкнутость региона со сложившейся в нем расстановкой политических сил и четко закрепленным лидерством. Однако при таком понимании моделей регионов всегда оставался открытым вопрос, какие факторы являются «внешними», а какие «внутренними» в формировании и функционировании региональных структур, если нация, по Б. Андерсону, предстает одновременно как «открытое» и «закрытое» (суверенное) сообщество, то регион сообщество «открытое». Таким образом, регионы, согласно концепции И. Нойманна, могут также рассматриваться как «воображаемые общности», однако их идентичности, как правило, это результат преднамеренных политических усилий акторов как «изнутри региона», так и «извне», или как реакция и результат возникновения и распространения локальных национализмов. Авторы анализируют сходства и различия в региональной политике идентичности в 1990-е гг. и в современной России, прежде всего, по следующим основаниям: какие социальные силы или группы контролируют приписывание региональных идентичностей в современной России, на какой основе эти идентичности строятся, как эти идеи распространяются в региональном социуме, какой потенциал для конфликта или сосуществования они содержат? При этом для авторов несомненно, что специфика региональной политики идентичности обусловлена особенностями статуса региона как составной части России. Деятельность региональных политических элит по формированию и реализации политики идентичности неизбежно связана с необходимостью решения проблемы сочетания региональной идентичности с общегосударственной. Поэтому региональная политика идентичности может быть направлена на формирование двух типов идентичности: эксклюзивной и инклюзивной. Эксклюзивная идентичность предполагает формирование представлений о региональном «мы-сообществе», которое противопоставляется национальному сообществу. Инклюзивная идентичность, напротив, направлена на гармонизацию представлений о региональном и национальном сообществах, регион рассматривается как органичная часть более крупного сообщества. В результате авторы приходят к заключению, что в трансформирующемся российском обществе региональные идентичности крайне подвижны и зависят от характера складывающихся общественных отношений, возникающих политических альянсов и их целей. Однако на формирование региональной политики идентичности в России наибольшее влияние оказывал и оказывает характер взаимоотношений между федеральным Центром и регионами, а также деятельность центральных органов власти (либо ее отсутствие) по формированию общенациональной гражданской идентичности.