В статье анализируются механизмы формирования социальных мифов и функции, которые эти мифы выполняют по отношению к коллективным травмам. Статья включает в себя три тезиса. Первый тезис состоит в утверждении, что то, что делает тот или иной текст мифом, зависит не от его формальных или содержательных особенностей, а от того, как это текст воспринимается людьми, как понимается значение составляющих его высказываний. Мифом может стать все что угодно. Миф обычно состоит из описаний, утверждений и объяснений, т. е. из высказываний дескриптивного характера. Однако понимание мифа предполагает знание не условий истинности и ложности составляющих его высказываний, а условий выполнения определенных требований к поведению. Миф — это дескрипция, интерпретируемая как прескрипция. Подобный подход позволяет понять, как различные научные или философские теории, задача которых изначально состояла в описании и объяснении мира, превращаются в мифы, определяющие социальное поведение масс. Второй тезис состоит в том, что превращение дескрипций в прескрипции достигается мифом благодаря «рассказыванию историй». Миф — это всегда нарратив, и он всегда использует определенные тропы, характерные для нарративов. Форма нарратива позволяет установить между различными «атомарными высказываниями», фиксирующими реальные или вымышленные события, псевдологическую связь, без которой невозможно ценностное и, следовательно, нормативное восприятие этих событий. Третий тезис состоит в утверждении, что превращение описания или объяснения травматического события в императивы является важнейшей формой терапии коллективного сознания. Описание травмирующего события, которое превращается в призыв к действию и конструированию новой реальности, является едва ли не единственным способом избавиться от деструктивных последствий психологической травмы как на коллективном, так и на индивидуальном уровне.