DOI

Введение. Интенсивное развитие китайско-российских отношений в сфере образования стимулирует поиск новых форм взаимовыгодного сотрудничества. Перспективными считаются совместные образовательные программы подготовки инженеров для Китая. В настоящее время в реализации таких программ участвуют 120 университетов с российской стороны и около 600 университетов с китайской стороны. Планируется дальнейшее расширение контактов двух стран в сфере образования. Однако многие вопросы, связанные с необходимостью повышения эффективности обучения китайских студентов, получающих инженерное образование в рамках совместных программ, остаются нерешенными. Отличительной особенностью таких программ является то, что китайские студенты учатся в течение первых 2–3 лет в техническом университете Китая, а затем продолжают обучение по соответствующему профилю в российских университетах. По окончании обучения студенты получают два диплома бакалавра: российского и китайского вузов.
В соответствии с концепцией китайско-российских совместных программ обучение предполагает овладение русским языком, поскольку китайские студенты должны слушать некоторые лекционные курсы на русском языке. Поэтому необходимо, чтобы в учебную программу были включены занятия по русскому языку (общее владение) и языку специальности. Для установления оптимального соотношения дидактических материалов, необходимо выяснить следующее: какими должны быть контакты русскоязычных преподавателей специальных дисциплин и преподавателей-русистов; как следует организовать взаимодействие российских и китайских преподавателей; каковы трудности, с которыми сталкиваются китайские студенты при овладении русским языком и научным стилем русской речи; какими учебными стратегиями пользуются китайцы при изучении иностранного языка.
Материалы и методы: С целью рассмотрения проблем организации учебного процесса в рамках китайско-российских образовательных программ мы использовали эмпирические методы: описание, контент-анализ, сравнение и синтез. Проведено анкетирование преподавателей и студентов, которое состояло из пяти серий. Были опрошены студенты и преподаватели, принимавшие участие в совместной программе Санкт-Петербургского электротехнического университета ‘ЛЭТИ’ (Россия) и Сюйчжоуского технологического университета (КНР). В анкетировании также принимали участие преподаватели и студенты Цзянсуского педагогического университета (КНР).
Результаты: Предложены рекомендации по разработке совместных программ, целью которых является подготовка высококвалифицированных инженеров для Китайской Народной Республики. Эти рекомендации будут способствовать оптимизации учебного процесса, повышению не только качества профессиональной подготовки китайских студентов, но и их уровня владения русским языком. Результаты этого исследования могут быть полезны преподавателям, участвующим в совместных международных образовательных программах.
Обсуждение и выводы. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы при создании учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному и языку специальности, в том числе и цифровых, которые соответствуют потребностям студентов и позволяют повысить эффективность учебного процесса в целом.
Переведенное названиеРеализация китайско-российских образовательных программ подготовки инженеров для КНР
Язык оригиналаанглийский
Номер статьи1
Страницы (с-по)164-181
Число страниц18
ЖурналIntegration of Education
Том23
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - июн 2019

    Области исследований

  • совместные программы, обучение, китайские студенты, инженерные специальности, русский язык как иностранный, анкетирование

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)
  • Образование

ID: 39376329