В статье вводится понятие интеллектуальных компетенций как паттернов когнитивного поведения личности, проявляющихся в процессе решения задач и опосредующих их успешное решение. Использование метода глубинного полуструктурированного интервью в процессе решения испытуемыми (N = 15) двух различных когнитивных задач позволило нам выделить и содержательно описать 7 интеллектуальных компетенций: 1) преобразующая активность; 2) чувствительность к обратной связи; 3) умение формировать концептуальные гештальты на основе прошлого опыта; 4) параллельная разработка нескольких линий решения; 5) интеллектуальная настойчивость; 6) широта интеллектуального охвата ситуации; 7) активный сбор информации. Было показано, что 4 из этих компетенций (чувствительность к обратной связи, умение формировать концептуальные гештальты на основе прошлого опыта, параллельная разработка нескольких линий решения, широта интеллектуального охвата ситуации) проявляются на одном и том же уровне в процессе решения когнитивных задач различных типов. Интеллектуальные компетенции могут служить альтернативой традиционным подходам к изучению интеллекта, поскольку являются отражением когнитивного и личностного опыта субъекта и опосредуют его интеллектуальную успешность. Библиогр. 31 назв. Табл.1.