В статье на примере иконографии испанских детских
придворных портретов анализируется становление дипломатической
функции испанской живописи в XVI‒XVII вв. В Испании социальное
положение живописцев было ниже, чем в Италии. Испанские мастера
должны были выплачивать налог на ремесло – алькабалу, против
которой они активно борются, добиваясь признания живописи
cвободным искусством. Постепенно им это удается. С этим
процессом коррелируют трансформации, происходящие в роли детских
придворных портретов. Первоначально их главной функцией была
мемориальная, а их главными адресатами были родственники членов
королевской семьи. Постепенно мемориальная функция отходит на
второй план, а на первый выдвигается функция репрезентативная:
портреты представляют инфантов, инфант и принцев на
международной арене, способствуя росту уважения к стране и
выполняя матримониальные функции. К середине XVII в. своим
широким выходом на европейскую арену испанская живопись
подтверждает свой высокий статус cвободного искусства. В статье
используются культурологический, иконографический, иконологический
и художественно-стилистический методы анализа