Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Elaborating Screening Scales for Early Diagnosis of Developmental Delay in Five- to Six-Year-Old Children in Russia. / Наследов, Андрей Дмитриевич; Мирошников, С.А.; Ткачева, Любовь Олеговна; Защиринская, Оксана Владимировна; Гончаров, Вячеслав Александрович.
в: Psychology in Russia: State of the Art, Том 13, № 3, 15.09.2020, стр. 18-33.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Elaborating Screening Scales for Early Diagnosis of Developmental Delay in Five- to Six-Year-Old Children in Russia
AU - Наследов, Андрей Дмитриевич
AU - Мирошников, С.А.
AU - Ткачева, Любовь Олеговна
AU - Защиринская, Оксана Владимировна
AU - Гончаров, Вячеслав Александрович
PY - 2020/9/15
Y1 - 2020/9/15
N2 - Фон. Известно, что чем раньше у ребенка диагностируется задержка развития (ЗПР), тем более перспективным может быть его когнитивное развитие. Различные скрининги используются во всем мире для раннего выявления проблем развития. Однако своевременная диагностика ЗПР в России в настоящее время недостаточно проработана.Цель. Целью настоящего исследования явилась разработка скрининговых шкал для оперативного мониторинга психического развития российских детей в возрасте от пяти до шести лет. Шкалы предполагают использование современных информационных технологий для получения достоверных результатов.Дизайн. Исследование было проведено на выборке из 1860 детей. Инструмент многофакторного исследования психического развития использовался в составе программного комплекса для лонгитюдных исследований по сбору данных. Особенностью данного инструмента является наличие значительно более обширного набора задач, чем в традиционных тестах способностей, что позволяет более широко варьировать факторную структуру. Для 5-летних детей было использовано 349 заданий, а для 6-летних-292. Для построения шкал для каждой возрастной группы (6-7 пунктов в каждой), наиболее точно прогнозирующих диагноз (норма/ЗПР), был проведен факторный и дискриминантный анализ. Для верификации модели прогнозирования было использовано моделирование структурными уравнениями (SEM).Результаты. В результате исследования были разработаны шкалы, сходные по типу переменных, представленных в каждой из них независимо от возраста (для 5-летних – более простые, а для 6-летних – более сложные): логическое мышление, моторика, общая осведомленность, а также получены 2 дополнительные шкалы для 6-летних - произвольное внимание и счет. Согласно SEM, полученные шкалы являются показателями общего фактора способностей, а последний является основным предиктором диагноза.Выводы. Построены короткие шкалы для экспресс - идентификации ЗПР у российских дошкольников, позволяющие с помощью компьютерных технологий своевременно выявить группу риска среди 5-и 6-летних детей с высокой чувствительностью и специфичностью прогноза (не ниже 94%).
AB - Фон. Известно, что чем раньше у ребенка диагностируется задержка развития (ЗПР), тем более перспективным может быть его когнитивное развитие. Различные скрининги используются во всем мире для раннего выявления проблем развития. Однако своевременная диагностика ЗПР в России в настоящее время недостаточно проработана.Цель. Целью настоящего исследования явилась разработка скрининговых шкал для оперативного мониторинга психического развития российских детей в возрасте от пяти до шести лет. Шкалы предполагают использование современных информационных технологий для получения достоверных результатов.Дизайн. Исследование было проведено на выборке из 1860 детей. Инструмент многофакторного исследования психического развития использовался в составе программного комплекса для лонгитюдных исследований по сбору данных. Особенностью данного инструмента является наличие значительно более обширного набора задач, чем в традиционных тестах способностей, что позволяет более широко варьировать факторную структуру. Для 5-летних детей было использовано 349 заданий, а для 6-летних-292. Для построения шкал для каждой возрастной группы (6-7 пунктов в каждой), наиболее точно прогнозирующих диагноз (норма/ЗПР), был проведен факторный и дискриминантный анализ. Для верификации модели прогнозирования было использовано моделирование структурными уравнениями (SEM).Результаты. В результате исследования были разработаны шкалы, сходные по типу переменных, представленных в каждой из них независимо от возраста (для 5-летних – более простые, а для 6-летних – более сложные): логическое мышление, моторика, общая осведомленность, а также получены 2 дополнительные шкалы для 6-летних - произвольное внимание и счет. Согласно SEM, полученные шкалы являются показателями общего фактора способностей, а последний является основным предиктором диагноза.Выводы. Построены короткие шкалы для экспресс - идентификации ЗПР у российских дошкольников, позволяющие с помощью компьютерных технологий своевременно выявить группу риска среди 5-и 6-летних детей с высокой чувствительностью и специфичностью прогноза (не ниже 94%).
KW - screening
KW - developmental delay (DD); construction of scales; structural equation modeling (SEM); five- to six-year-olds
UR - http://psychologyinrussia.com/volumes/pdf/2020_3/Psychology_3_2020_18-33_Nasledov.pdf
UR - http://psychologyinrussia.com/volumes/index.php?article=8672
U2 - 10.11621/pir.2020.0302
DO - 10.11621/pir.2020.0302
M3 - статья
VL - 13
SP - 18
EP - 33
JO - Psychology in Russia: State of the Art
JF - Psychology in Russia: State of the Art
SN - 2074-6857
IS - 3
ER -
ID: 62796386