Standard

Elaborating Screening Scales for Early Diagnosis of Developmental Delay in Five- to Six-Year-Old Children in Russia. / Наследов, Андрей Дмитриевич; Мирошников, С.А.; Ткачева, Любовь Олеговна; Защиринская, Оксана Владимировна; Гончаров, Вячеслав Александрович.

в: Psychology in Russia: State of the Art, Том 13, № 3, 15.09.2020, стр. 18-33.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{e50f4cfa309b416ba37cb436fc126416,
title = "Elaborating Screening Scales for Early Diagnosis of Developmental Delay in Five- to Six-Year-Old Children in Russia",
abstract = "Фон. Известно, что чем раньше у ребенка диагностируется задержка развития (ЗПР), тем более перспективным может быть его когнитивное развитие. Различные скрининги используются во всем мире для раннего выявления проблем развития. Однако своевременная диагностика ЗПР в России в настоящее время недостаточно проработана.Цель. Целью настоящего исследования явилась разработка скрининговых шкал для оперативного мониторинга психического развития российских детей в возрасте от пяти до шести лет. Шкалы предполагают использование современных информационных технологий для получения достоверных результатов.Дизайн. Исследование было проведено на выборке из 1860 детей. Инструмент многофакторного исследования психического развития использовался в составе программного комплекса для лонгитюдных исследований по сбору данных. Особенностью данного инструмента является наличие значительно более обширного набора задач, чем в традиционных тестах способностей, что позволяет более широко варьировать факторную структуру. Для 5-летних детей было использовано 349 заданий, а для 6-летних-292. Для построения шкал для каждой возрастной группы (6-7 пунктов в каждой), наиболее точно прогнозирующих диагноз (норма/ЗПР), был проведен факторный и дискриминантный анализ. Для верификации модели прогнозирования было использовано моделирование структурными уравнениями (SEM).Результаты. В результате исследования были разработаны шкалы, сходные по типу переменных, представленных в каждой из них независимо от возраста (для 5-летних – более простые, а для 6-летних – более сложные): логическое мышление, моторика, общая осведомленность, а также получены 2 дополнительные шкалы для 6-летних - произвольное внимание и счет. Согласно SEM, полученные шкалы являются показателями общего фактора способностей, а последний является основным предиктором диагноза.Выводы. Построены короткие шкалы для экспресс - идентификации ЗПР у российских дошкольников, позволяющие с помощью компьютерных технологий своевременно выявить группу риска среди 5-и 6-летних детей с высокой чувствительностью и специфичностью прогноза (не ниже 94%).",
keywords = "screening, developmental delay (DD); construction of scales; structural equation modeling (SEM); five- to six-year-olds",
author = "Наследов, {Андрей Дмитриевич} and С.А. Мирошников and Ткачева, {Любовь Олеговна} and Защиринская, {Оксана Владимировна} and Гончаров, {Вячеслав Александрович}",
year = "2020",
month = sep,
day = "15",
doi = "10.11621/pir.2020.0302",
language = "русский",
volume = "13",
pages = "18--33",
journal = "Psychology in Russia: State of the Art",
issn = "2074-6857",
publisher = "Издательство Московского университета",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Elaborating Screening Scales for Early Diagnosis of Developmental Delay in Five- to Six-Year-Old Children in Russia

AU - Наследов, Андрей Дмитриевич

AU - Мирошников, С.А.

AU - Ткачева, Любовь Олеговна

AU - Защиринская, Оксана Владимировна

AU - Гончаров, Вячеслав Александрович

PY - 2020/9/15

Y1 - 2020/9/15

N2 - Фон. Известно, что чем раньше у ребенка диагностируется задержка развития (ЗПР), тем более перспективным может быть его когнитивное развитие. Различные скрининги используются во всем мире для раннего выявления проблем развития. Однако своевременная диагностика ЗПР в России в настоящее время недостаточно проработана.Цель. Целью настоящего исследования явилась разработка скрининговых шкал для оперативного мониторинга психического развития российских детей в возрасте от пяти до шести лет. Шкалы предполагают использование современных информационных технологий для получения достоверных результатов.Дизайн. Исследование было проведено на выборке из 1860 детей. Инструмент многофакторного исследования психического развития использовался в составе программного комплекса для лонгитюдных исследований по сбору данных. Особенностью данного инструмента является наличие значительно более обширного набора задач, чем в традиционных тестах способностей, что позволяет более широко варьировать факторную структуру. Для 5-летних детей было использовано 349 заданий, а для 6-летних-292. Для построения шкал для каждой возрастной группы (6-7 пунктов в каждой), наиболее точно прогнозирующих диагноз (норма/ЗПР), был проведен факторный и дискриминантный анализ. Для верификации модели прогнозирования было использовано моделирование структурными уравнениями (SEM).Результаты. В результате исследования были разработаны шкалы, сходные по типу переменных, представленных в каждой из них независимо от возраста (для 5-летних – более простые, а для 6-летних – более сложные): логическое мышление, моторика, общая осведомленность, а также получены 2 дополнительные шкалы для 6-летних - произвольное внимание и счет. Согласно SEM, полученные шкалы являются показателями общего фактора способностей, а последний является основным предиктором диагноза.Выводы. Построены короткие шкалы для экспресс - идентификации ЗПР у российских дошкольников, позволяющие с помощью компьютерных технологий своевременно выявить группу риска среди 5-и 6-летних детей с высокой чувствительностью и специфичностью прогноза (не ниже 94%).

AB - Фон. Известно, что чем раньше у ребенка диагностируется задержка развития (ЗПР), тем более перспективным может быть его когнитивное развитие. Различные скрининги используются во всем мире для раннего выявления проблем развития. Однако своевременная диагностика ЗПР в России в настоящее время недостаточно проработана.Цель. Целью настоящего исследования явилась разработка скрининговых шкал для оперативного мониторинга психического развития российских детей в возрасте от пяти до шести лет. Шкалы предполагают использование современных информационных технологий для получения достоверных результатов.Дизайн. Исследование было проведено на выборке из 1860 детей. Инструмент многофакторного исследования психического развития использовался в составе программного комплекса для лонгитюдных исследований по сбору данных. Особенностью данного инструмента является наличие значительно более обширного набора задач, чем в традиционных тестах способностей, что позволяет более широко варьировать факторную структуру. Для 5-летних детей было использовано 349 заданий, а для 6-летних-292. Для построения шкал для каждой возрастной группы (6-7 пунктов в каждой), наиболее точно прогнозирующих диагноз (норма/ЗПР), был проведен факторный и дискриминантный анализ. Для верификации модели прогнозирования было использовано моделирование структурными уравнениями (SEM).Результаты. В результате исследования были разработаны шкалы, сходные по типу переменных, представленных в каждой из них независимо от возраста (для 5-летних – более простые, а для 6-летних – более сложные): логическое мышление, моторика, общая осведомленность, а также получены 2 дополнительные шкалы для 6-летних - произвольное внимание и счет. Согласно SEM, полученные шкалы являются показателями общего фактора способностей, а последний является основным предиктором диагноза.Выводы. Построены короткие шкалы для экспресс - идентификации ЗПР у российских дошкольников, позволяющие с помощью компьютерных технологий своевременно выявить группу риска среди 5-и 6-летних детей с высокой чувствительностью и специфичностью прогноза (не ниже 94%).

KW - screening

KW - developmental delay (DD); construction of scales; structural equation modeling (SEM); five- to six-year-olds

UR - http://psychologyinrussia.com/volumes/pdf/2020_3/Psychology_3_2020_18-33_Nasledov.pdf

UR - http://psychologyinrussia.com/volumes/index.php?article=8672

U2 - 10.11621/pir.2020.0302

DO - 10.11621/pir.2020.0302

M3 - статья

VL - 13

SP - 18

EP - 33

JO - Psychology in Russia: State of the Art

JF - Psychology in Russia: State of the Art

SN - 2074-6857

IS - 3

ER -

ID: 62796386