DOI

В 2020-2022 годах мы провели обследование 926 детей (383 с РАС, 200 с ДД, 343 в группе нормы) с целью разработки шкалы скрининга для экспертной диагностики РАС у детей 3-4 лет. Для обследования мы использовали разработанную нами онлайн-анкету, позволяющую выявить 436 возможных симптомов аутизма. На вопросы отвечали специалисты, занимающиеся коррекционной работой с детьми. Основным результатом исследования стала разработка шкалы аутизма, основанной на 40 симптомах аутизма, представляющих 4 вектора его проявления: 1) трудности в установлении эмоционального контакта, выражении своих эмоций и расшифровке эмоций других людей в контексте социального взаимодействия; 2) сенсорная дезинтеграция; 3) трудности в общении. вербальные и невербальные коммуникативные и социальные навыки; 4) гиперактивность, включая чрезмерные движения, двигательную расторможенность и беспокойное поведение. Точность прогнозирования шкалы составляет 88,91% (чувствительность 92,1%, специфичность 87,2%) . Структурная и измерительная инвариантность этой модели была подтверждена для мальчиков и девочек, 3- и 4-летних детей (Наследов и др., 2021). В 2023 году 233 ребенка в возрасте 5-6 лет с РАС были обследованы с помощью онлайн-анкеты, включающей 40 пунктов указанной выше шкалы, с целью изучения пригодности разработанной шкалы для диагностики детей этого возраста и выявления возможных возрастных изменений. Многогрупповой подтверждающий факторный анализ показал, что шкала аутизма, 4-факторная версия которой была разработана для детей 3-4 лет, сохранила структурную и измерительную эквивалентность для детей 5-6 лет. Точность дифференциации группы детей с РАС от других детей для этого возраста оставалась высокой (85,8%), лишь незначительно ниже, чем для детей 3-4 лет. По-видимому, это связано с тем, что выявленные 4 фактора (вектора) симптомов РАС являются областями, в которых дети с РАС больше всего отличаются от других детей и наименее подвержены возрастным изменениям. Далее значения факторов были рассчитаны для детей как средние значения баллов, включенных в каждый фактор. Для изучения возрастных сдвигов был использован многомерный дисперсионный анализ (ANOVA): гендерный фактор (1–й, 2-й), возрастной фактор (1 - 3-4–летние, 2 - 5-6-летние), зависимые переменные – 4 расчетных фактора. Многомерные критерии выявили статистически значимые основные эффекты факторов пола и возраста, эффект взаимодействия этих факторов не был статистически значимым. Согласно одномерным критериям, девочки, независимо от возраста, имеют статистически значимо более выраженные симптомы коммуникативных расстройств, чем мальчики. Независимо от пола, влияние возраста согласно одномерным критериям было выявлено в отношении коммуникативных расстройств и сенсорных расстройств. Эти симптомы уменьшаются с возрастом, по-видимому, под влиянием корректирующих вмешательств. Что касается эмоциональных расстройств и гиперактивности/расторможенности, то возрастные различия далеки от статистически значимых. Эти симптомы остаются на стабильно высоком уровне с возрастом, по-видимому, из-за большей устойчивости к корректирующим вмешательствам.
Переведенное названиеДинамика симптомов аутизма у 3-6-леток в соответствии с 4-факторной моделью
Язык оригиналаанглийский
Название основной публикацииPsychological Applications and Trends 2024. Book of Proceedings
Место публикацииПорто, Португалия
ИздательInScience Press
Страницы503-507
Число страниц5
ISBN (печатное издание)978-989-35106-6-7
DOI
СостояниеОпубликовано - 22 апр 2024
СобытиеInternational Psychological Applications Conference and Trends -
Продолжительность: 20 апр 202422 апр 2024
https://inpact-psychologyconference.org/

конференция

конференцияInternational Psychological Applications Conference and Trends
Сокращенное названиеInPACT 2024
Период20/04/2422/04/24
Сайт в сети Internet

    Области исследований

  • ASD, 3-6-year-olds, factor structure of autism, autism vectors

    Предметные области Scopus

  • Психология (все)

ID: 127768322