Цель данной работы – рассмотреть культуру в качестве важного ресурса, посредством которого осуществляются различные изменения в городской среде. На примере анализа культурных реалий европейских городов, которые освещены в рамках СССМ (The Cultural and Creative Cities Monitor – CCCM), было рассмотрено наличие и привлекательность культурных заведений, и объектов (культурное разнообразие) в городской среде, способность культуры создавать рабочие места и инновации (креативная экономика), а также были проанализированы условия, способствующие процветанию культурных и творческих процессов (благоприятная среда). Результаты показывают, что культурные и творческие ценности по-разному распределены по европейским городам, в этой связи, местные власти получают возможность разрабатывать стратегии развития с учетом конкретных условий. В частности, был сделан вывод, что в средних по размеру городах размер культурных фондов на одного жителя превышает таковой в городах крупных. Соответственно, проводимый анализ дает возможность оценить уровень развития городской культуры на отдельно взятых этапах и определить ее влияние на развитие городов и населения в целом. Вместе с тем, остаются открытыми следующие вопросы: какое культурное наследие, экономические переменные или институциональные факторы могут объяснить заметные различия между городами? Как культура может влиять на экономическую среду города и благосостояние людей в различных типологиях городов? Как изменения в городской структуре способствуют развитию культурных заведений и мероприятий? Имеют ли жители городов одинаковые возможности для доступа к культуре и развития когнитивных навыков и навыков взаимоотношений внутри и за пределами городской среды? Соответственно, ответы на указанные вопросы могут оказать влияние на решение вопросов в области исследований культуры и городского планирования, сравнительной государственной политики и пр. Ключевые слова: городская культура, культурные фонды, креативная экономика, культурное разнообразие, традиции и ценности.