Российская психология в советский период развивалась в относительной изоляции от мировой науки. Многие исследования советских психологов до сих пор остаются неизвестными международному научному сообществу, особенно работы, выполненные после 1930-х годов. В первые десятилетия советской власти еще работали ученые, которые получили образование в досоветский период, владели иностранными языками, обучались и стажировались в Европе, особенно часто в Германии. Новые поколения, которые выросли при советской власти, в соответствии с политикой в эпоху «железного занавеса» были лишены возможности непосредственно участвовать в международном дискурсе. Развитие российской психологии в этих условиях привело к формированию специфической концептуальной системы, которая по-прежнему является серьезным препятствием для интеграции достижений российской науки в мировой контекст, поскольку труды требуют не только языкового перевода, но и герменевтики. В то же время в российской советской психологии существуют оригинальные разработки, в основном в области фундаментальных исследований, связанных с биологическими науками, которые и сегодня могут внести вклад в интернациональную науку. К таким областям относится российская сравнительная психология. В статье раскрыта специфика подхода, на котором основывались исследования российских ученых, показано, что особенностью российской сравнительной психологии является диалектический подход к человеческой природе, который соответствует реальности современного трансформирующегося мультикультурного мира. Разработки советских сравнительных психологов могут внести вклад в современные дискуссии о сравнительной психологии и о философских основаниях психологической науки в целом. В статье освещается история развития сравнительной психологии в России, приводятся факты о жизни и деятельности ряда выдающихся представителей советской школы в области сравнительной психологии (Н. Н. Ладыгина-Коц, К. Фабри, Н. А. Тих), представлены исследования в этой области, выполненные в лаборатории И. П. Павлова.