Статья представляет собой философскую реконструкцию становления понятия «капитализм». Ключевым тезисом оказывается то, что К. Маркс не являлся создателем понятия «капитализм», он использовал термин «капиталистический способ производства». В тексте поступательно воспроизведена философская рефлексия появления и становления понятия «капитализм», начиная с его первых упоминаний в политической литературе Германии и Франции и заканчивая вхождением понятия в научный дискурс в качестве устойчивого термина. В противовес устойчивому представлению о том, что Зомбарт был первым популяризатором понятия «капитализм», введя его в научный оборот, в статье исследуется значение трудов Шеффле как более ранних и значимых для становления данного понятия. Именно в работах Шеффле понятие «капитализм» обрело нейтральное значение через сближение с понятием «либерализм», утратив свои негативные политические коннотации, что заложило основы для начала отсчета его «научной» истории. Зомбарт и Вебер представлены в статье не просто как первооткрыватели понятия «капитализм» в рамках научного дискурса, а как ученые, заложившие основы развития капитализма как идеологии, связав его с понятием «дух» в качестве воплощения специфического типа капиталистической рациональности. Подробная философская реконструкция формирования понятия показа ла, как из динамичного, развивающегося, не имеющего устойчивого значения термина капитализм становится сначала идеологическим понятием, а потом и основанием для формирования рационального/калькулятивного новоевропейского субъекта.