Вопросы налогообложения и выбора наиболее оптимального режима особо остро стоят у стран, специализирующихся на недропользовании и нефтегазовых отраслях, поскольку именно на этих налогах зиждется планирование бюджета. На данный момент в мировой практике не существует единой модели налогообложения, подходящей каждому крупному государству, активно развивающемуся в направлении добычи полезных ископаемых. Оптимальный налоговый режим создается путем учета социальных, экономических особенностей стран-участников рынка, результатов переговоров с инвесторами, общих принципов и задач отрасли: привлечение частных корпораций для финансирования крупных проектов; поддержание баланса интересов частных лиц и государства-собственника, тем самым обеспечивая совместное эффективное взаимодействие. [13]
Выделяют два основных налога в нефтегазовой отрасли: 1) нефтяное Роялти; 2) НДПИ. Также среди развивающихся стран распространены специальные
налоговые режимы, основывающихся на соглашениях о разделе продукции, например, в России, Нигерии, Индонезии, Ираке, и налог на сверхприбыль – Казахстан, Туркменистан.
Особенности налогообложения нефтедобывающей отрасли в Казахстане.
Рентабельность добычи природных ресурсов определяет действующие налоги в Казахстане. Если объемы добываемого сырья увеличиваются, то повышается налоговая ставка и наоборот. В том числе на модель налогообложения влияет способ реализации добытых нефти и газа: экспорт или внутренний рынок. В основе налога на сверхприбыль лежат реально добытые ископаемые. Такая материализация может колебаться от 0 до 60 % чистого дохода в отчетном периоде. Налог уплачивается по прогрессивной шкале. Прибыльность добычи нефти и газа без применения налогообложения составляет 20 %.[1,5]
Инвесторы, частные фирмы, заключая договоры, могут рассчитывать на индивидуальные ставки налога на добычу полезных ископаемых от государства. Льготные условия применяются при осуществлении работ по поиску новых недр и их разработке. Минимальная ставка составляет 0,5 % и не может опускаться ниже установленной планки. В каждом контракте она рассчитывается по усредненной стоимости реализации продукта. Однако расходы на доставку не учитываются. Таким образом, государство стремится обеспечить экономический рост в отрасли, поэтому поощряет инвестиции и частные инициативы. [1,5]
Особенности налогообложения нефтедобывающей отрасли в США.
В Соединенных Штатах Америки существует двухуровневая система налогообложения: налоги на федеральном уровне и платежи, сборы самих штатов, а в некоторых случаях во втором уровне выделяется еще и третий – налоги муниципалитета. Следовательно, каждый штат может самостоятельно влиять на роялти, сборы на выдачи лицензий, на бурение, ренту.
Если у компаний достаточно высокая прибыль от осуществляемой ими деятельности по добычи нефти и газа, то штатом с них дополнительно в том числе может взиматься и подоходный налог ( 0-12 %). На процент влияют такие факторы, как прибыль и затраты на всех стадиях добычи, которые несут компании. [3,6]
Размер роялти в США зависит от местонахождения сырья. В областях добычи на суше ставка изменяется в пределах 12-20 %. Значение ставки для добычи на водных территориях, отнесенных к юрисдикции США, составляет 18,5 % ; в случае , если месторождения выработанные , то для них ставка - 12,5 %.
Из всех налогов самая высокая ставка у налога на прибыль – 35 %. [3,6]
Особенности налогообложения нефтедобывающей отрасли в Норвегии.
В Норвегии нефте- и газодобывающая промышленность регулируется совокупностью общих законов о налогах. В этот перечень включен закон «О налогообложении нефти» от 13 июня 1975 г. No 35, «О налоге на выброс СО2 в ходе нефтяных работ на континентальном шельфе» от 21 декабря 1990 г. No 72, «О нефтяных работах» от 29 ноября 1996 г.
Особенно актуален закон «О налоге на выброс СО2 в ходе нефтяных работ на континентальном шельфе», поскольку при соответствии производства указанным в нем стандартам на выброс СО2 компаниям предоставляются налоговые льготы , которые
могут достигать до 50 % вычета.
Корпорациям могут предоставляться и иные вычеты, зависящие от убытков ,
налоговой базы в целом, цен на нефть, других видов деятельности бизнеса. [3,6,11] Несмотря на существующую систему льгот, налог на прибыль обладает фиксированной ставкой, составляющей 28 %, и она не может быть уменьшена, хотя все
же ниже, чем в США.
Особенности налогообложения нефтедобывающей отрасли в Российской Федерации.
В 2020 году , осенью, в России была проведена налоговая реформа, повлиявшая на нефтедобывающую отрасль. В.В. Путиным был подписан закон, отменяющий многие льготы, охватывающие экспортные пошлины, НДПИ , а также изменяющий НДД ( налог на дополнительный доход)55. Последний налог достаточно новый для Российской Федерации. Его применение зависит от географического расположения недр и их выработанности. Именно налоги, поступающие в бюджет Российской Федерации из нефтедобывающей отрасли, составляют его основу. [7,9,10]
Во время реформы была произведена отмена пониженной ставки для сверхвязкой нефти; отмена льгот для нефти с особенностями физико-технического характера (это коснулось 15 месторождений). [10]
По поводу формирования отдельной группы по НДД, в которую вошли бы выработанные месторождения, с целью компенсации негативных последствий новых налоговых ставок ведутся дебаты . С одной стороны, с 1 января 2024 года лица, занимающиеся добычей ресурсов на выработанных месторождениях, смогут получить инвестиционный налоговый вычет. Минэнерго активно поддерживает расширение перечня участников, к которым может применяться НДД. Это реализуется для оптимизации данного сектора экономики, поддержки корпораций. Только процесс должен быть постепенным, нельзя произвести расширение за один момент. Под действие НДД уже попали недра , расположенные в Самарской, Сахалинской, Оренбургской областях , а также недра Северо-Кавказского федерального округа. С другой стороны, против этой идеи выступает Минфин, аргументируя тем, что компаниям придется платить больше по НДД, чем по НДПИ. Выделение третьей группы, по мнению замминистра финансов РФ не кажется целесообразным.[4,8]
Помимо произведенной в 2020 году реформы, есть и иные ключевые факторы, влияющие на объемы налоговых поступлений, а именно взаимосвязь с трудно извлекаемыми углеводородами , динамикой цен на сырье и иные ресурсы, а также с продукцией переработки.[7]
У НДПИ есть главное преимущество – это простота администрирования. Однако имеются и существенные недостатки. Например, твердая ставка, связь с мировыми ценами на нефть, следовательно, не учитывается разница условий каждого отдельного региона по добыче сырья.
Упомянутые ранее соглашения о разделе продукции также занимают значимое место в Российской Федерации. В нашей стране они активно применяются к двум
регионам: Харьяги и Сахалин. Именно в этих областях расположены трудно извлекаемые месторождения. Стоит отметить, что на данный момент в экономике России не существует удовлетворительной модели расчета таких соглашений, что затрудняет привлечение значительных инвестиций в часть отрасли. Однако учеными была разработана альтернативная схема с целью выявления эффективности проектов и инвестирования в них.[ 2, 11, 12] Единственный минус – минимальные доходы у государства.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аманиязова Г.Д. Перспективы многовекторности развития нефтегазовой отрасли
республики Казахстан // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. Т. 1. Вып. 3. С. 20–26.
2. Богаткина Ю.Г., Пономарева И.А., Еремин Н.А. Применение информационных технологий для экономической оценки нефтегазовых инве- стиционных проектов:
монография. М.: Макс Пресс, 2017. 148с.
3. Богаткина Ю.Г., Еремин Н.А., Лындин В.Н. Проблемы налогооб- ложения в
нефтегазодобыче // Проблемы экономики и управления нефте- газовым
комплексом. 2018. No1. С.7-11.
4. Выработанные месторожденияя могут быть включены в отдельную группу НДД.
[Электронный ресурс]: финансовый портал «Финанз». – Режим доступа: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/vyrabotannye-mestorozhdeniya-mogut-byt- vklyucheny-v-otdelnuyu-gruppu-ndd-1030430009 (дата обращения: 01.10.2021)
5. Егоров О.И., Чигаркина О.А., Баймуканов А.С. Нефтегазовый комплекс Казахстана: проблемы развития и эффективного функционирования / Алматы: Атымура, 2003. 535 с.
6. Журавлев Я.А. Анализ опыта ряда зарубежных стран в сфере налогообложения добычи нефти и газа // Актуальные вопросы современной науки. Санкт-Петербург: Научно-издательский центр «Открытие», 2017. No7. С 236.
7. Каширина М.В., Большаков В.В. Проблемы налогообложения и налогового администрирования нефтяных компаний (на примере ПАО «Нефтяная компания «Роснефть») // Московский экономический жур- нал.2019. No2. С. 253-269.
8. Минфин выступил против включения выработанных месторождений в отдельную группу НДД. [Электронный ресурс]: интернет-издание «ТАСС». – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/11463579 (дата обращения: 01.10.2021)
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021).
10. Путин подписал закон о реформе НДД для нефтяной отрасли с 2021г. [Электронный ресурс]: интернет-издание «Интерфакс». – Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/731658 (дата обращения: 01.10.2021)
11. Юшкова О. Международная практика взимания платежей при добыче полезных ископаемых на примере Канады, США, Великобритании и Норвегии // Сб. науч. тр. VII Междунар. науч.-практич.конф. «Наука и просвещение». М. 2017. С. 149-150.
12. KlevJ. A comparison of various governance and tax models// ECON Oil&gas. Oslo, 2015.P. 15. URL: http://www.wgei.org/wp- content/uploads/2015/09/12-Comparison-of- Various-Governance-and-Tax- Models.pdf (accessed 01.10.2021).
13. Hallmark T. Political Risk: Assessing dangers in international exploration, development // Offshore Magazine. - 1991. - No5. - 27-34 p.