В своем классическом рассуждении во вступительной части “Метафизики” (гл. 1) Аристотель утверждает, что теоретическое знание зародилось ранее всего в тех странах, в которых появился досуг, и добавляет, что по этой причине математические науки впервые появились в Египте – там жрецам был предоставлен досуг. Современные ученые обычно полагают, что Аристотель отводит именно досугу решающую роль в зарождении теоретического знания. Они соглашаются с Аристотелем в том, что появление в Греции досуга было важным, хотя и не единственным условием для развития теоретического знания. Вместе с тем, они констатируют, что Аристотель заблуждался, находя в Египте дедуктивную по методам и теоретическую по свои целям математику, которая впервые появилась лишь в Греции; он также ошибался, отводя жрецам важную роль в развитии математического знания. Напротив, В. Шперри попытался доказать, что аристотелевское объяснение возникновения теоретического знания состоит в постепенном развитии ремесел и искусств (tšcnai), обеспечивших материальные условия жизни и освободивших силы людей для поиска теоретического знания, а упоминание о досуге египетских жрецов является излишним, возможно, вставкой из другого сочинения Аристотеля. В статье доказывается, что оба понимания упрощают аристотелевское объяснение, которое охватывает и общие социально-психологические условия возникновения теоретического знания и специфические благоприятные предпосылки для возникновения его именно в Египте. Согласно Аристотелю, уже изобретатели первых, жизненно необходимых ремесел и искусств были открывателями причинных объяснений, основанных на классификации практического опыта (например, в медицине), и потому вызывали восхищение не только благодаря пользе этих достижений, но и их “мудрости”, внутренней ценности. Изобретатели tšcnai на следующей ступени развития, служивших для услаждения досуга (Аристотель имеет в виду музыку, литературу и изобразительные искусства), вызывали восхищение в качестве более “мудрых”, чем изобретатели необходимых tšcnai, ввиду возросшей способности общества ценить совершенство знания больше его практической пользы. Начало систематического поиска в области теоретического знания Аристотель объясняет достижением предела в развитии tšcnai двух первых видов (наряду с имманентными факторами – накопление опыта в практической сфере, достаточного для поиска научных объяснений). Благодаря этому, врожденный человеку интерес к поиску объяснений и обобщений направился на систематический поиск объяснений, не имевших практического значения; общество же, научившееся одобрять все менее утилитарные виды знания, оказалось готовым “восхищаться”, т.е. поддерживать, в том числе материально, интеллектуальные достижения в области чистого, не приносящего практической пользы знания. Хотя эти условия определенно относятся к развитию научного знания в целом, Аристотель, говоря о Египте как стране, где впервые возникла математика, благодаря досугу, предоставленному жрецам, имеет в виду специфический политический институт, кастовую систему. Кастовый строй обеспечил египетским жрецам свободу и от военных и административных обязанностей, и от материальных забот о существовании. Вероятно, Аристотель подразумевает, что благодаря этим условиям среди египетских жрецов появились первые представители теоретического знания, а египетское общество было готово поддержать эти усилия, благодаря длительному предшествующему развитию tšcnai в Египте. Аристотель, таким образом, ошибается, находя теоретическую, то есть дедуктивную математику в Египте, но не экстраполирует на Египет досуг в той форме, которой он был типичен для Греции – досуг ученых, зависящий от наличия семейных средств, учеников, платящих за обучение, или щедрости благотворителей. Аристотель имеет в виду специфический вид досуга, который обеспечивает кастовая система, то есть государственную поддержку научного знания.