Как следует из принятой в статье дефиниции, археологические памятники состоят
из двух основных компонентов. Один из них можно назвать культурологическим,
а другой — природоведческим. Первый компонент представлен главным образом артефактами, поэтому он является основным поставщиком культурно-исторической
информации, извлечение и изучение которой являются одной из главных задач археологии как гуманитарной дисциплины. Во второй компонент входят экофакты, натурфакты и так называемые культурно-природные объекты. Все они имеют природное
происхождение или же сформировались под сильным воздействием окружающей среды, поэтому вполне обоснованно второй компонент можно рассматривать как основу
естественно-научного фонда археологии. Из этого фонда отбираются материалы для
геологических, палеоботанических, палеозоологических, химических и прочих естественно-научных исследований. Вместе с тем следует решительно подчеркнуть, что
сами по себе, без культурно-исторического контекста, эти знания мало что значат.
В отрыве от него они остаются безадресными и невостребованными. Они приобретают настоящую ценность и культурно-историческую значимость только в рамках этого
контекста. На всех этапах своего развития и во всех своих подразделениях археология была и остается гуманитарной дисциплиной, так как основной ее целью является изучение прошлого человечества. Вместе с тем с первых своих шагов она начала
использовать результаты естественно-научных анализов в своих материалах. В статье
показано, что природоведческий компонент является неотъемлемой частью любого
археологического памятника. Он неразрывно связан с другим компонентом — культурологическим. Ярким материальным воплощением их единства является культурный
слой. В сущности, их невозможно полноценно исследовать изолированно друг от друга. Таким образом, сам материал, его содержание и характер отводят археологии место
на стыке гуманитарного и естественно-научного знания. Надо полагать, что в дальнейшем она будет развиваться как комплексная дисциплина с преобладанием гуманитарного начала.