В основе современного понимания исторической роли и миссии «Нового Журнала» лежит сложное переплетение мировоззрений нескольких поколений, как российских, так и зарубежных исследователей, которые весьма отличаются друг от друга. Нам представлялось важным рассмотреть различные методики и подходы в оценках академического наследия журнала, сложившиеся, в первую очередь, в литературе русского зарубежья, в зарубежной историографии, в советской и российской исторической науке.
Согласно мнению русских европейцев, журнал традиционно рассматривался, в качестве составной части, общего плана консолидации разрозненных академических сил российской диаспоры. Несмотря на пристальный интерес зарубежных историков к журналу и его обильному цитированию в качестве историографического источника, основополагающих работ, освещающих эволюцию издания до сих пор нет. При всем разнообразии оценок и подходов, американские историки пока не пришли к единому пониманию социальной роли и миссии русского эмигрантского журнала. С одной стороны, они высоко оценивают академический уровень публикаций в «Новом Журнале», с другой, предпочитают рассматривать его частью собственной научной мысли.
В советской литературе оценка эмигрантского журнального наследия претерпела эволюцию, от тотального неприятия и критики в 1950-1980 гг. до переосмысления и восприятия багажа эмигрантских идей после 1985 г. Обращение современников к академическому наследию журнала объясняется тем, что в проблемное поле современных дискуссий вернулись идеи «православного возрождения» и требования «покаяния», идеи «единства и неделимости русской культуры», обращение к «истории малых наций, субэтносов и проблемам российского федерализма».
В современной литературе исторический опыт Нового Журнала рассматривается с точки зрения филиации (преемственности) исторических идей. Нам представлялось важным охарактеризовать эти процессы в контексте истории историографии или развития исторической мысли. Анализ академического наследия и традиций Нового Журнала позволяет говорить о том, что сегодняшние «идеи не придумываются, а вспоминаются».