Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья
Гавриил VS Gabriel: две жизни художника Гликмана. / Мамонова, Ирина Геннадьевна.
в: Новое искусствознание, № S1, 2019, стр. 101-106 .Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья
}
TY - JOUR
T1 - Гавриил VS Gabriel: две жизни художника Гликмана
AU - Мамонова, Ирина Геннадьевна
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Статья посвящена Гавриилу Гликману (1913-2003), официально признанному скульптору-соцреалисту и неофициальному живописцу-«экспрессионисту»: до эмиграции в 1980 г. обе линии существовали в творчестве художника параллельно. Его живописи посвящено немало статей, но скорее журналистских, а не искусствоведческих, их восторженная риторика во многом предопределена биографией и самой личностью Гликмана, именами портретируемых. Аналитического исследования ни скульптуры, ни живописи художника до сих пор не предпринималось. Данная статья отчасти компенсирует этот пробел. Автор, опираясь на архивные документы, текст воспоминаний Г. Гликмана, сравнительный анализ некоторых произведений, ставит цель рассмотреть его творчество как единый феномен. В задачи статьи входит проследить разнообразные, неочевидные связи между соцреалистической скульптурой и «экспрессионистской» живописью Гликмана, охарактеризовать особенности его метода, указать предполагаемые источники возникновения отдельных работ. Это приводит к выводам об относительности полярных критериев, основанных на взаимоотношениях художника с социумом, в современном представлении о российском искусстве второй половины ХХ в., о необходимости глубоких исследований частных случаев художественного процесса этого времени.
AB - Статья посвящена Гавриилу Гликману (1913-2003), официально признанному скульптору-соцреалисту и неофициальному живописцу-«экспрессионисту»: до эмиграции в 1980 г. обе линии существовали в творчестве художника параллельно. Его живописи посвящено немало статей, но скорее журналистских, а не искусствоведческих, их восторженная риторика во многом предопределена биографией и самой личностью Гликмана, именами портретируемых. Аналитического исследования ни скульптуры, ни живописи художника до сих пор не предпринималось. Данная статья отчасти компенсирует этот пробел. Автор, опираясь на архивные документы, текст воспоминаний Г. Гликмана, сравнительный анализ некоторых произведений, ставит цель рассмотреть его творчество как единый феномен. В задачи статьи входит проследить разнообразные, неочевидные связи между соцреалистической скульптурой и «экспрессионистской» живописью Гликмана, охарактеризовать особенности его метода, указать предполагаемые источники возникновения отдельных работ. Это приводит к выводам об относительности полярных критериев, основанных на взаимоотношениях художника с социумом, в современном представлении о российском искусстве второй половины ХХ в., о необходимости глубоких исследований частных случаев художественного процесса этого времени.
KW - Гавриил Гликман; ленинградское искусство; скульптор; живописец; соцреализм; экспрессионизм; портрет; портрет М. Мусоргского; портрет Д. Шостаковича; портрет Е. Мравинского; реквием
KW - GAVRIIL GLIKMAN
KW - LENINGRAD ART
KW - SCULPTOR
KW - PAINTER
KW - Socialist Realism
KW - EXPRESSIONISM
KW - PORTRAIT
KW - PORTRAIT OF M. MUSSORGSKY
KW - PORTRAIT OF D. SHOSTAKOVICH
KW - PORTRAIT OF E. MRAVINSKY
KW - REQUIEM
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38095413
M3 - статья
SP - 101
EP - 106
JO - НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
JF - НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
SN - 2658-3437
IS - S1
ER -
ID: 50937856