Статья посвящена рассмотрению вопроса о возможности отнесения борьбы
за первую парламентскую реформу в Англии (1830–1832) к числу религиозных кон-
фликтов. Автор исходит из ранее сформулированной концепции, согласно которой
важнейшим признаком, позволяющим квалифицировать конфликт как религиозный,
является разделение его субъектов по религиозному признаку, а не наличие, как по-
лагают многие исследователи, религиозной мотивации у противостоящих сторон.
В статье анализируется позиция по вопросу о парламентской реформе двух основ-
ных конфессиональных групп Англии начала XIX в. — англикан (членов государ-
ственной Церкви Англии) и радикальных протестантов — диссентеров. Церковь
Англии была тесно связана с английской моделью «старого порядка», основанного
на политическом доминировании землевладельческой элиты, диссентеры же в боль-
шинстве своем принадлежали к «среднему классу», стремившемуся к реформиро-
ванию политического строя. На основе анализа выступлений англиканских епи-
скопов в парламенте, результатов голосований на всеобщих выборах, проповедей
духовных лиц, англиканской и диссентерской прессы делается вывод о поддержке
идеи реформы большей частью диссентеров и наличии глубокого раскола среди
приверженцев государственной Церкви. Англиканами были не только сторонники
сохранения «старого порядка» и партии тори, но и выступившие с идеей парламент-
ской реформы виги. Ее поддержала и некоторая часть англиканского духовенства.
Теологические аргументы за и против реформы звучали достаточно редко. Это по-
зволяет констатировать наличие религиозных аспектов противостояния по поводу парламентской реформы, но не квалифицировать его как полноценный религиоз-
ный конфликт между англиканами и диссентерами.