Standard

Церковная проповедь в ХVIII - первой половине ХIХ вв.: особенности эволюции. / Кашеваров, Анатолий Николаевич.

в: Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки, Том 10, № 1, 2019, стр. 7-17.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Кашеваров, АН 2019, 'Церковная проповедь в ХVIII - первой половине ХIХ вв.: особенности эволюции', Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки, Том. 10, № 1, стр. 7-17.

APA

Кашеваров, А. Н. (2019). Церковная проповедь в ХVIII - первой половине ХIХ вв.: особенности эволюции. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки, 10(1), 7-17.

Vancouver

Кашеваров АН. Церковная проповедь в ХVIII - первой половине ХIХ вв.: особенности эволюции. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019;10(1):7-17.

Author

Кашеваров, Анатолий Николаевич. / Церковная проповедь в ХVIII - первой половине ХIХ вв.: особенности эволюции. в: Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019 ; Том 10, № 1. стр. 7-17.

BibTeX

@article{3540516ab1584041b6ce561e13c1c5bd,
title = "Церковная проповедь в ХVIII - первой половине ХIХ вв.: особенности эволюции",
abstract = "В статье на основе анализа проповедей самых известных церковных публицистов сделана попытка проследить эволюцию проповеди в ХVIII – первой половине ХIХ в. Наиболее ярким представителем схоластической традиции в русской церковной проповеди был митрополит Рязанский Стефан (Яворский) (1658–1722). Его проповеди изобиловали изощренными сравнениями и натянутой символикой. В этот же период в проповеди наблюдался отход от схоластической традиции, который начался с архиепископа Феофана (Прокоповича) (1681–1736), выступавшего также главным идеологом Петровских церковных реформ. По сравнению с проповедями предшественников его проповедь выглядела простой и ненадуманной, композиция ее строилась уже не по определенным неподвижным рубрикам, а соответственно мысли проповедника. В результате проповеднической деятельности митрополита Платона (Левшина) (1737–1812) особую важность приобрела задача приспособления проповеди к духовным нуждам паствы и способностям ее восприятия. Поэтому форма непринужденной беседы считалась наиболее подходящей для проповеди, а единство содержания полагалось более важным, чем строгая композиция. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) (1782–1867) и архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) (1800–1857), две выдающиеся фигуры в области русской проповеди первой половины XIX в., считаются представителями двух разных направлений в ней. Основное различие относится к содержанию: митрополит Филарет в своих проповедях прежде всего трактовал догматико-теоретические вопросы, а архиепископ Иннокентий занимался почти исключительно нравственно-практическими проблемами.",
author = "Кашеваров, {Анатолий Николаевич}",
year = "2019",
language = "русский",
volume = "10",
pages = "7--17",
journal = "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ВЕДОМОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ",
issn = "2304-9758",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Церковная проповедь в ХVIII - первой половине ХIХ вв.: особенности эволюции

AU - Кашеваров, Анатолий Николаевич

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - В статье на основе анализа проповедей самых известных церковных публицистов сделана попытка проследить эволюцию проповеди в ХVIII – первой половине ХIХ в. Наиболее ярким представителем схоластической традиции в русской церковной проповеди был митрополит Рязанский Стефан (Яворский) (1658–1722). Его проповеди изобиловали изощренными сравнениями и натянутой символикой. В этот же период в проповеди наблюдался отход от схоластической традиции, который начался с архиепископа Феофана (Прокоповича) (1681–1736), выступавшего также главным идеологом Петровских церковных реформ. По сравнению с проповедями предшественников его проповедь выглядела простой и ненадуманной, композиция ее строилась уже не по определенным неподвижным рубрикам, а соответственно мысли проповедника. В результате проповеднической деятельности митрополита Платона (Левшина) (1737–1812) особую важность приобрела задача приспособления проповеди к духовным нуждам паствы и способностям ее восприятия. Поэтому форма непринужденной беседы считалась наиболее подходящей для проповеди, а единство содержания полагалось более важным, чем строгая композиция. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) (1782–1867) и архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) (1800–1857), две выдающиеся фигуры в области русской проповеди первой половины XIX в., считаются представителями двух разных направлений в ней. Основное различие относится к содержанию: митрополит Филарет в своих проповедях прежде всего трактовал догматико-теоретические вопросы, а архиепископ Иннокентий занимался почти исключительно нравственно-практическими проблемами.

AB - В статье на основе анализа проповедей самых известных церковных публицистов сделана попытка проследить эволюцию проповеди в ХVIII – первой половине ХIХ в. Наиболее ярким представителем схоластической традиции в русской церковной проповеди был митрополит Рязанский Стефан (Яворский) (1658–1722). Его проповеди изобиловали изощренными сравнениями и натянутой символикой. В этот же период в проповеди наблюдался отход от схоластической традиции, который начался с архиепископа Феофана (Прокоповича) (1681–1736), выступавшего также главным идеологом Петровских церковных реформ. По сравнению с проповедями предшественников его проповедь выглядела простой и ненадуманной, композиция ее строилась уже не по определенным неподвижным рубрикам, а соответственно мысли проповедника. В результате проповеднической деятельности митрополита Платона (Левшина) (1737–1812) особую важность приобрела задача приспособления проповеди к духовным нуждам паствы и способностям ее восприятия. Поэтому форма непринужденной беседы считалась наиболее подходящей для проповеди, а единство содержания полагалось более важным, чем строгая композиция. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) (1782–1867) и архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) (1800–1857), две выдающиеся фигуры в области русской проповеди первой половины XIX в., считаются представителями двух разных направлений в ней. Основное различие относится к содержанию: митрополит Филарет в своих проповедях прежде всего трактовал догматико-теоретические вопросы, а архиепископ Иннокентий занимался почти исключительно нравственно-практическими проблемами.

UR - https://human.spbstu.ru/issue/35/

UR - https://human.spbstu.ru/article/2019.35.1/

M3 - статья

VL - 10

SP - 7

EP - 17

JO - НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ВЕДОМОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

JF - НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ВЕДОМОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

SN - 2304-9758

IS - 1

ER -

ID: 42263246