Статья посвящена малоизвестному не сохранившемуся порт-рету семьи Филиппа IV из коллекции графа де Вильягонсало, принадлежавшему кисти неизвестного художника. До нас дошла фотография с портрета, храня-щаяся в архиве фотодокументов Мадрида. Все члены королевской семьи изоб-ражены молящимися на коленях перед алтарем. Чтобы понять, кто из членов королевской семьи представлен на портрете, нужно изучить портретные черты изображенных. Может помочь и испанская мода первой половины – се-редины XVII в. Учитывая то и другое, можно сделать вывод, что перед нами Филипп IV, Марианна Австрийская, ее падчерица Мария Тереза, инфанта Мар-гарита и принц Фелипе Прóсперо. Художник не показывает взаимодействия между членами семьи, их объединяет только процесс молитвы. Тип семейного портрета не получил распространения в испанском искусстве XVI‒XVII вв. Обычно это были одиночные изображения. Только инфанты изображались вдвоем или втроем, а чаще тоже поодиночке. Двойного портрета короля и ко-ролевы испанская живопись тоже не знает. Однако, известен уникальный портрет семьи Филиппа IV неизвестного мастера в технике фрески на верхней площадке парадной лестницы монастыря Дескальсас Реалес в Мадриде: король, Марианна Австрийская, инфанта Маргарита и Фелипе Просперо представлены молящимися перед Распятием, изображенным на противоположной стене прямо перед ними. В один ряд с этими семейными королевскими портретами можно поставить скульптурные группы Карла V с членами семьи и его сына Филиппа II с его семьей Л. Леони и П. Леони (1576‒1587) в базилике монастыря Сан Лоренцо в Эскориале. Корни данного типа вотивного портрета короля и его семьи уходят в испанское искусство XIV‒XV вв. Религия была основой ду-ховной жизни как Испании Золотого века в целом, так и короля и королевской семьи в частности, поэтому еще ранний, средневековый, тип портрета в акте моления и сохраняется в Испании на долгие столетия.