Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья
Диакон Агапит и Dialogus de scietia politica: два концепта власти Византийского Василевса в VI в. / Лебедева, Г.Е.; Мехамадиев, Е.А.
в: ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, № 3 (130), 2014, стр. 182-190.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья
}
TY - JOUR
T1 - Диакон Агапит и Dialogus de scietia politica: два концепта власти Византийского Василевса в VI в.
AU - Лебедева, Г.Е.
AU - Мехамадиев, Е.А.
PY - 2014
Y1 - 2014
N2 - Идея богоизбранного василевса, который обладает неограниченной властью на зем- ле, проходит лейтмотивом через всю историю византийской политической мысли, но возникает закономерный вопрос: когда именно эта идея оформилась в полно- ценную политическую теорию, учение о механизме и функциях самого государства. На основе сравнительного анализа трех трактатов («Поучение» диакона Агапита, «Диалог о политической науке» и «О стратегии»), созданных в VI — первой трети VII вв., авторы прослеживают изменения в содержании тезиса о василевсе-само- держце, который наделен властью свыше и в этом подобен Богу. Следуя четкому критерию — политическая теория как учение о сущности и формах государства, — авторы приходят к выводу, что в эпоху Юстиниана, вопреки распространенному в историографии мнению, в виде полноценной политической теории существовала только идея об ограничении власти императора системой традиционных римских магистратур. Все призывы диакона Агапита о небесном подобии и самодержавной власти Юстиниана, наоборот,
AB - Идея богоизбранного василевса, который обладает неограниченной властью на зем- ле, проходит лейтмотивом через всю историю византийской политической мысли, но возникает закономерный вопрос: когда именно эта идея оформилась в полно- ценную политическую теорию, учение о механизме и функциях самого государства. На основе сравнительного анализа трех трактатов («Поучение» диакона Агапита, «Диалог о политической науке» и «О стратегии»), созданных в VI — первой трети VII вв., авторы прослеживают изменения в содержании тезиса о василевсе-само- держце, который наделен властью свыше и в этом подобен Богу. Следуя четкому критерию — политическая теория как учение о сущности и формах государства, — авторы приходят к выводу, что в эпоху Юстиниана, вопреки распространенному в историографии мнению, в виде полноценной политической теории существовала только идея об ограничении власти императора системой традиционных римских магистратур. Все призывы диакона Агапита о небесном подобии и самодержавной власти Юстиниана, наоборот,
KW - политическая теория
KW - риторика
KW - диакон Агапит
KW - «Диалог о по- литической науке»
KW - богоизбранный василевс
KW - Юстиниан
KW - сенаторы
KW - христианство
KW - греческая философия.
M3 - статья
SP - 182
EP - 190
JO - ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
JF - ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
SN - 2227-2283
IS - 3 (130)
ER -
ID: 5727731