Книга «Земля Шпицберген» является очередным, шестым изданием, выполненным в рамках проекта «Разная земля», целью которого является создание визуальных образов культуры народов, живущих в разных природных и историко-культурных условиях, но объединенных одной общей чертой – удаленностью от центров современной цивилизации. В фокусе внимания – человек, осваивающий земные пространства, и тот культурный ландшафт, который он создал с помощью ремесел, промыслов, обрядовых практик и символической интерпретации окружающего мира.
Название «Разная земля» делает акцент на пространственном измерении культуры, которое предполагает путешествие, дающее возможность отстранения – увидеть «свое» как нечто новое и неожи- данное, а «чужое» воспринять в призме узнавания в нем «своего». Поэтому в основе проекта лежит этнографическая экспедиция. Самое интересное в полевых исследованиях – это изучение настоящего, в котором смыкаются прошлое, которого уже нет, и будущее, которого еще нет.
Главной целью проекта является пробуждение интереса к позна- нию себя и своей культуры, что возможно только через познание «другого» (по Лему – границы человека определяют Другие): прошлых исторических эпох, региональных и этнических традиций, социальных сообществ. Инициирование беспокойства
и любопытства в душах людей, далеких от позывов к саморефлексии, является сверхзадачей проекта. Сложность заключается в том, чтобы репрезентация иных культур стала интересной для всех, поэтому авторы старались избегать излишней «экзотизации» других культур – главное, чтобы в Другом человек увидел себя: именно это, по большому счету, и интересно. Перефразируя Германа Гессе, можно сказать, что, интересуясь кем-то, мы находим в нем нечто такое, что есть в нас самих: то, чего нет в нас самих, нас не волнует.
Жанр альбома позволяет акцентировать внимание на наиболее ярких и запоминающихся образах культуры. Старые и современные фотографии с научными комментариями дают возможность каждому совершить путешествия во времени и пространстве, погрузиться в иные культурные контексты, а значит и отстраниться от обыденной повседневности, чтобы увидеть «свое» как нечто новое и неожиданное, а «чужое» воспринять в призме узнавания в нем «своего».
Объектив фотоаппарата не делает запечатленные образы культуры объективными, поскольку сам процесс фотосъемки всегда есть резуль- тат выбора, обусловленного как общим культурным контекстом, так и тем, что наблюдаемая реальность проходит сквозь «фильтр» жизненного опыта, пристрастий, багажа знаний и других личностных характеристик наблюдателя. В этом смысле, фотографии репрезентируют как запечатленные посредством камеры реалии другой культуры, так и культурно обусловленную оптику самого фотографа.
Настоящее издание знакомит читателя с историей и культурой самого северного населения в мире – жителями архипелага Шпицберген. Почему именно Шпицберген? С точки зрения антропологии Шпицберген – это интереснейший объект для показа, поскольку именно здесь проявляются скрытые возможности культуры, ее гибкость и устойчивость, позволяющие человеку не просто выжить в малопригодных для жизни условиях, но и сделать саму Арктику частью своего культурного пространства. Именно здесь наиболее ярко высвечивается чрезвычайно сложный характер взаимоотношений человека
и окружающего мира, напоминающих игру между культурой и природой, правила которой определяет сама Арктика. Крайний Север в общественном сознании имеет ореол территории, характеризующейся как граница ойкумены и «потерянный рай», чудесная страна и мир предков, земля безраздельного
господства холода и источник вечных вызовов для человечества, место свершений, самопожертвований и одиночества, тоски. Шпицберген – это территория запредельных контрастов: природных, культурных, оценочных. Каковы результаты освоения-обживания человеком архипелага, как культурные практики повлияли на природу Шпицбергена, а природа – на образ жизни людей? Ответы на эти и другие вопросы авторы попытались дать на страницах настоящего издания с помощью визуальных образов и небольших комментариев.
Книгу открывает краткий очерк, повествующий о драматической истории освоения полярного архипелага русскими поморами и европейскими путешественниками, индустриализации и последовавшей за ней деиндустриализации Шпицбергена.
Портреты отважных поморов, осваивавших арктические острова, виды прибрежных деревень и становищ, разнообразные поморские судна и собственно морской промысел представлены этнографическими фотографиями конца XIX – начала хх века: от знаменитых фотографий архангельского городского головы Якова Ивановича Лейцингера до работ сотрудников Этнографического отдела Русского музея императора Александра III, профессиональнах этнографов Л.В. Костикова, Л.Л. Капицы, Д.А. Золотарева, фотографа А.Н. Павловича и других. Дополняют этот ряд фотографии советского времени из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов (г. Красногорск, Московская область), которые отражают разные этапы освоения архипелага советскими геологами и горняками и рассказывают о повседневной жизни людей рудников Шпицбергена.
Современные фотографии сделаны во время этнографической экспедиции в июле 2015 года на Шпицберген Д.А. Барановым, О.В. Ганичевой (Российский этнографический музей) и В.А. Шороховым (Санкт-Петербургский государственный университет). Полевые исследования проводились в столице Шпицбергена – Лонгйире, в российских шахтерских поселках Баренцбурге, Груманте и Пирамиде. Этнографические наблюдения участников экспедиции, выдержки из описаний путешественников и исследователей рубежа XIX–XX веков, как и высказывания самих людей, с которыми этнографы вели долгие беседы, выступают здесь в качестве комментариев к фотографиям и создают то многоголосие, которое помогает раскрыть смысловой контекст визуальных образов.