В статье особенности персонификации России в XVIII в. (пол, возраст, физическое сложение, черты лица, костюм, атрибуты) выявлены на материале разных видов искусства и рассмотрены в сопоставлении с её словесными описаниями, а также европейской иконографией персонификаций государств. Наравне с традиционной женской фигурой страны, предметом исследования стали имеющие прецеденты в европейском искусстве примеры, когда Россия в композициях по поводу заключения мира воплощалась в мужском облике, а также случаи изображения России как ребёнка, восходящие к европейской традиции прославления новорожденного наследника в образе младенца Геракла, удушающего змей. Наиболее устойчивые черты персонификации России (её атрибуты — корона и государственный герб) указывают на монархическую форму государства и отличают ее в ряду ей подобных. Главным средством характеристики персонификации России служат жесты, значение которых во всех вариациях сводится прежде всего к демонстрации покорности государю.
Иные смыслы обычно воплощают ситуативные атрибуты или другие аллегорические фигуры, присутствующие в композиции. Телесные, физиономические и возрастные характеристики обычно тяготеют к условному идеалу, а костюм является подобием античного. Тем более значимы редкие отступления, которые проанализированы в статье.