Вступление на престол Павла I ознаменовалось экстравагантной церемонией двойных похорон, ставших в российской истории самым ярким танатологическим мифом. Погребение Екатерины II (ум. 6 ноября 1796 г.) и одновременное перезахоронение останков Петра III, убитого 34 года тому назад вскоре после дворцового переворота 1762 г., вызвало шок в дворянском обществе и ознаменовало превращение «русского Гамлета» в «коронованного Дон-Кихота». Тщательно разработанный сценарий похорон концентрировал внимание участников процессии и зрителей на стремлении Павла I отдать долг отцу и вместе с тем подразумевал негативную оценку прошлого царствования как «дьявольского». В поведении императора, таким образом, бессознательно доминировали мотивы психологического характера. Согласно концепции постфрейдиста Э. фрома Павла I можно отнести к психологическому типу людей-некрофилов, для которых характерно тяготение к смерти и ориентация на прошлое, которая затрудняет понимание настоящего. Эта антиномия дала пищу для многочисленных размышлений на эту тему внутри русского общества и привела к мифологизации обозначенного исторического сюжета, спровоцировав его многочисленные упоминания в мемуарной и художественной литературе.