В статье представлен лингвокультурологический анализ
работы профессионального коммуникатора в условиях развернувшейся
сегодня ментальной войны Запада против России. Цель исследования –
характеристика когнитивных приёмов в создании медиатекстов,
направленных на сохранение ментальных представлений социума,
удовлетворение ценностных предпочтений потребителя как носителя
национальной картины мира. Отмечаются тенденции и сущность ментальной
войны, её нарастающий и интенсивный характер, нацеленность на
уничтожение исторической памяти и трансформацию национальной
идентификации. Предлагается перечень когнитивных инструментов и
алгоритм работы с медиатекстами, способными актуализировать
национальную модель мира, сделать его востребованным потребителем и
пробуждающим конструкты российского менталитета. В перечне указаны
концепты как единицы коллективного сознания, архетипы как
бессознательный осадок психического опыта предыдущих поколений,
стереотипы как устоявшиеся и упорядоченные образы национального
мировидения, нарративы как история взаимосвязанных событий на основе
исконных когнитивных моделей. Обращается внимание на содержание
профильного образования в области массмедиа, на подготовку
профессионально-творческой личности, обладающей компетенциями по
созданию медиатекста с использованием конструктов отечественной
культуры.