В предреволюционной России в условиях роста недовольства государственными стандартами образования широкое развитие получили прогрессивные педагогические идеи, направленные, в первую очередь, на формирование личности ребенка. Одной из успешно реализованных частных педагогических инициатив было Коммерческое училище в Лесном. Его отличительной особенностью являлось участие в организации и деятельности крупнейших отечественных ученых – профессоров находившегося неподалеку Санкт-Петербургского Политехнического института, ставшего воплощением реформаторских идей прогрессивной части ученого сообщества и власти, центром подготовки кадров для быстро развивающейся промышленности и экономики. Исследование написано на основе опубликованных материалов, а также материалов фонда Общества распространения коммерческого и художественно-промышленного образования в Лесном, созданного для обеспечения поддержки деятельности нового учебного заведения. Результаты проведенного исследования показали, что такие ученые, как директор Института князь А.Г. Гагарин, А.П. Фан-дер-Флит, К.П. Боклевский, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, М.А. Дьяконов и ряд других, принимали активное участие в разработке основных принципов функционирования Училища, образовательных программ, формулировке задач и ценностей, транслируемых учащимся, создании комплексной стратегии развития. Они полностью разделяли прогрессивные педагогические установки, транслировавшиеся ведущими отечественными инициаторами реформирования школьного обучения. Речь идет о совместном обучении мальчиков и девочек, ориентации на овладение учащимися практическими навыками, росте доступности образования, воспитании духа товарищества, внимании к физическому здоровью.