Анализ особенностей развития университетской идеи и модели ее реализации в Российской империи в XVIII – первой половине ХIХ в. является актуальным направлением исследований, посвященных становлению высшей школы. На основе анализа законодательных актов и репрезентативных источников были выявлены преобразования, проводимые в отношении высшей школы и их последствия, которые привели к трансформации университетской системы и формированию академической корпорации русских профессоров. Вопрос изучения модели университетского образования занимает важное место в рамках современных работ в области интеллектуальной истории. Основным исследовательским полем настоящей статьи является анализ наиболее значимых проектов и реформ российской высшей школы в XVIII – первой половине XIX в. и определение основных характеристик университетской идеи на российской почве. Проекты и реформы высшей школы Российской империи рассматриваются в социально-политическом контексте. Центральной для статьи является проблема адаптации университетской идеи в российском культурно-образовательном пространстве. В результате исследования были выделены черты «русской» университетской модели и высказаны аргументированные предположения о роли государства в истории высшей школы.