Зародившись в древности как земледельческий праздник, связанный с благодарением богов за хороший урожай, Михрган постепенно обрел у зороастрийцев характер важного религиозного праздника, который в эпохи Ахменидов, Аршакидов и Сасанидов был, как и Навруз, государственным праздником в Иране. Связанные с ним ритуалы нашли отражение в исторических источниках; наступление праздника воспевалось в стихах персидских поэтов. Михрган был вписан в иранский солнечный календарь и посвящен древнему арийскому и иранскому божеству Митре (Михр, Мехр), гимн в честь которого из Авесты, являясь замечательным образцом древнеиранской литературы, отражает высокое положение божества в зороастрийском пантеоне и является неотъемлемой частью ритуала праздника. Михрган связан также с иранской мифологией, согласно которой праздник был учрежден легендарным царем Фаридуном в честь победы над тираном Заххаком (по версии "Шахнаме"). В заключение приводятся некоторые сведения о праздновании Михргана в наше время, как у зороастрийцев, так и в мусульманской среде. В данном номере журнала опубликована первая часть статьи.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)14-33
Число страниц20
ЖурналAsiatica: труды по философии и культурам Востока
Том17
Номер выпуска2
СостояниеОпубликовано - 2023

    Области исследований

  • Михрган, календарный праздник, зороастризм, Митра, Авеста, Михр-яшт, иранская мифология, Сасаниды, Саманиды, Шахнаме, персидская литература, ритуал

    Предметные области Scopus

  • История
  • Религиозные учения
  • Культурология
  • Антропология

ID: 120047470