В настоящей статье кратко рассмотрены основные школы, направления и крупнейшие представители в Средней Азии XI-XII вв. массового аскетического и мистического учения в исламе – суфизма. В эту эпоху, когда жили и проповедовали первые тюркские суфии (Ходжа Ахмад Йасави (ум. 1166), его предшественники и последователи), исламский мистицизм, развиваясь как учение о путях духовного общения и воссоединения с Единым Богом и сохраняя тем самым монотеистический характер, превратился в «массовую религию ислама» (Дж.С.Тримингэм). Многие его представители действовали среди тюркских кочевников как исламские миссионеры. Они принадлежали в основном к «умеренной» школе Джунайда ал-Багдади (ум. 910), строго соблюдали законы шари‘ата и стремились примирить положения суфизма с нормативным исламом. В XII в. в Средней Азии на этой почве формируется первое чисто тюркское направление в исламском мистицизме – школа, а позднее орден (братство) Йасавийа.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)75-84
ЖурналВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 13: ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. АФРИКАНИСТИКА
Номер выпускаВыпуск 1
СостояниеОпубликовано - 2012

    Области исследований

  • Среднеазиатский суфизм, исламский мистицизм, школы суфизма, суфийские ордена (братства), «умеренный» суфизм, аскетизм, нормативный ислам, шари‘ат.

ID: 5380364