Рассматривается вопрос о роли образования и профессиональной квалификации в формировании высшей бюрократической элиты в Российской империи XIX — начала XX века. Особое внимание уделяется наличию специального (профильного) образования у министров и директоров департаментов основных гражданских ведомств. Анализируется связь между попыткой дифференциации требований к образовательному цензу чиновников в зависимости от рода службы в начале XIX века, с одной стороны, и проектами отмены гражданских чинов, с другой.
Представлены результаты сопоставительного анализа сведений об образовании и служебном опыте представителей высшей
бюрократии различных ведомств. Особое внимание уделяется медицинскому и «техническим» ведомствам, руководство
которыми требовало специальной квалификации. Показано, что юридическое образование стало считаться профильной
квалификацией не только для судебной, но и для административной службы. Приведены возрастные характеристики российских министров на момент занятия ими министерских постов. Доказано, что проблема повышения образовательного уровня российского чиновничества была для высшего и среднего уровня российской бюрократии в основном решена к концу XIX — началу XX века, но проблема профессиональной квалификации по-прежнему существовала,
хотя на пути ее разрешения были сделаны значительные шаги.