Интерес к художественной культуре ислама, отличающейся от других художественных феноменов, нашел отражение в таких просветительских изданиях, как «истории искусства». Рассмотрение некоторых популяризаторских работ периода становления научного исламоведения способствовало обозначению трех ракурсов культуролого-религиоведческого аспекта презентации в них искусства ислама. Первый - восприятие художественной культуры ислама как другой (чужой), его содержательная и коммуникативная ограниченность. Второй - плодотворность исследования феномена исламского искусства в контексте формирования исламского мира в целом, с учетом культурных взаимовлияний и трансформаций, которые определили его специфику. Третий - конкретное выражение общей проблемы соотношения искусства и религии в процессе их культурного бытия. Художественная культура ислама, как она представлена в «историях», показывает, что в истории искусства религия - фактор, а не движущая сила процесса.