Имперской идее и образу императора в византийской традиции посвящено много литература, однако в области исследования гимнографии существует определенный пробел, который данная статья призвана отчасти заполнить. В ней рассматривается ряд гимнографических текстов и, в частности, неопубликованная служба императору Константину Великому (рукопись XII в. Parisinus Graecus 1566). Эта служба содержит ряд необычных моментов: так, не св. императрица Елена обретает Крестное Древо, а св. император Константин, видение Креста является ему не перед битвой с Максенцием, а перед сражением с варварами. Автор приходит к следующим выводам. Крест являлся знамением новой христианской политии, призванной быть в известном смысле прообразом Царства Небесного, в гимнографических текстах, посвященных Кресту, можно обнаружить тему «имперского хилиазма». Крест становится победным знамением, символом победы империи над варварством и язычеством. Символика Креста связана, с одной стороны, с «оружием мира», с другой стороны - с инсигниями вл
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)204-212
ЖурналВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ИСТОРИЯ
Номер выпуска2
СостояниеОпубликовано - 2009

ID: 5227589