В статье рассматриваются особенности повествовательной техники (нарративов) двух историков, относившихся к разным языковым и религиозным традициям, – Иоанна Никиуского, коптского епископа- монофизита из города Никиу (вторая половина VII в.), и прославленного византийского историка эпохи правления Юстиниана I (527–565) Прокопия Кесарийского. Автор сопоставляет сведения двух историков по одному и тому же сюжету – военной кампании Юстиниана в Лазике, небольшом царстве на западе современной Грузии, проведенной в 527–528 гг. Данное сопоставление позволяет выявить специфику методов каждого из истори-
ков. Главные вопросы, поставленные в статье: как Иоанн Никиуский и Прокопий Кесарийский рассказывали о войне в Лазике, в какой последовательности они поместили сюжеты и события, какой идеологической линии придерживались. Главный вывод состоит в том, что труд Иоанна Никиуского («Хроника») принадлежал к жанру церковной истории и в содержательном плане отражал ценности христианской идеологии. Вместе с тем Иоанн Никиуский хорошо знал труды
Прокопия, но использовал их выборочно, отдавая предпочтение христианской историографии. Это хорошо видно как раз на примере сюжета с войной в Лазике, где Иоанн практически полностью следовал версии, изложенной не у Прокопия, а у другого христианского хрониста – Иоанна Малалы, тоже жившего во времена Юстиниана.